Что будет с казахстанским автопромом в кризис

Спрос на автомобили в Казахстане остался высоким несмотря на обвал нефтяных цен и ослабление национальной валюты.

12 ноября 2015 года
    

Казахстанские компании планируют увеличить производство автомобилей в 2015-2016 годах. При этом продажи отечественной техники будут зависеть от государственного регулирования рынка, сообщает LS.

По ожиданиям AllurGroup спрос на автомобили в Казахстане восстановится "если не на уровне прошлого года, то не ниже текущего". В компании даже не исключают увеличение объема производства автомобилей в 2016 году. Речь идет о коммерческой и легковой технике.

"На данный момент планы по производству на площадках "СарыаркаАвтоПром" и "АгромашХолдинг" (входящих в группу компаний – прим.LS) на стадии утверждения. Поводов давать позитивные прогнозы два. Первый – продление программы льготного кредитования. Второй – ограничение ввоза старых авто в страну, не соответствующих техническим и экологическим требованиям Казахстана из стран ЕАЭС и дальнего зарубежья. Соответственно, ужесточение требований к возрасту авто повлияет на спрос на автомобили казахстанского производства, что поспособствует обновлению автопарка. К слову, на сегодня средний возраст автопарка страны составляет 13-19 лет", - сообщили в пресс-службе AllurGroup.

Отметим, что на 23 октября, по данным Банка развития Казахстана, финансирование первого этапа программы льготного автокредитования освоено на 75%. Как сообщают в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), доля отечественных авто в структуре продаж официального рынка составляет 17,39%. Таким образом, всего за девять месяцев 2015 года было реализовано более 77 тыс. авто против более 121 тыс. за аналогичный период 2014 года.

В свою очередь президент "АЗИЯ АВТО" Ерик Сагымбаев приводит данные о 139 тыс. новых легковых автомобилях, зарегистрированных в стране в январе-октябре 2015 года, что лишь на 5% ниже аналогичного показателя прошлого года. По итогам текущего года цифра достигнет 155 тыс. При этом, по словам собеседника, продажи в "белом" сегменте в январе-октябре упали на 36%.

"Импорт и сбыт переместились в сегмент неорганизованной торговли. Если серые дилеры становятся доминирующими участниками рынка на фоне пробелов в регулировании, результат плачевен: падение прозрачной налогооблагаемой базы, сокращение рабочих мест с официальной заработной платой, неразвитая инфраструктура послепродажного обслуживания, отсутствие предпосылок к развитию автопроизводства", - прокомментировал ситуацию Сагымбаев.

Он отметил, что вслед за сжатием рынка выпуск автомобилей в январе-сентябре 2015 года упал в 2,8 раза к аналогичному показателю 2014 года. Тогда было произведено 9,2 тыс. легковых автомобилей, более половины (5,6 тыс.) выпущено на усть-каменогорском конвейере "АЗИЯ АВТО".

По итогам сентября 2015 года спрос казахстанцев на продукцию компании практически удвоился по сравнению с результатом августа (прирост в 92%). Однако, как объяснил Сагымбаев, результаты не характеризуют динамику рынка, так как данный рост является результатом снижения цен до 50% и предложения производителя по автокредитованию.

"Но все мы понимаем, что запасы техники, выпущенной из комплектующих, закупленных до ослабления тенге, довольно скоро будут исчерпаны. При этом банки фактически свернули тенговое кредитование покупателей. Завод компании в Усть-Каменогорске способен выпустить 60 тыс. автомобилей уже в 2016 году и может занять 39% рынка даже в условиях низких нефтяных цен, девальвации национальной валюты и дефицита тенговой ликвидности. В 2013-2014 годах компания выполнила почти половину данных объемов, однако пробелы в регулировании отрасли не позволили выйти на полную проектную мощность", - описал ситуацию глава компании.

Как добавил Сагымбаев, в Узбекистане рыночная доля локального производителя приближается к 100%, в Китае – 90%, в России – 75%, в Малайзии – 70%. Данный уровень достигается через последовательное государственное регулирование баланса между импортом и внутренним производством. Собеседник считает, что показатели отечественного автопрома в 2016 году "целиком зависят от решений, которые примут в правительстве и парламенте".

О перспективах отечественного производства автомобилей свидетельствует динамика выпуска автомобильной техники с 2010 по 2014 годы. По информации компании, в 2010 году объемы немногим превышали 3 тыс. автомобилей, однако уже в 2014 году казахстанскими предприятиями было отгружено 39,7 тыс. автомобилей.

"Движущей силой роста стала унификация тарифной политики в странах Таможенного союза (ТС). Так, приобретение нового автомобиля – отечественного или российского производства – стало выгоднее, чем покупка подержанной техники из дальнего зарубежья. Казахстанский автопром не получил отдельных преференций перед конкурентами по ТС. Но рост емкости цивилизованного рынка позволял отечественным предприятиям наращивать объемы, инвестируя прибыль в развитие мощностей и новые рабочие места. Только наш холдинг направил на эти цели свыше 33 млрд тенге за последние три года. С начала 2012 года группа "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" обеспечила 60 млрд тенге налоговых платежей в казну государства. Потенциал импортозамещения в автомобильной промышленности достигает $4 млрд ежегодно", - заключил президент компании.

В октябре 2015 года "Астана Моторс" расширила линейку Hyundai казахстанской сборки до семи моделей. Об этом LS сообщил исполнительный директор "Астана Моторс" Антон Афонин.

Компания уже выпускает седан Elantra (С-класса), хетчбэк i30 и компактный кроссовер Tucson. Вскоре на рынке появятся отечественный седан среднего класса Sonata, среднеразмерный кроссовер Santa Fe, а также седаны бизнес-класса Grandeur и Genesis. Отметим, автомобили будут собираться на заводе "СарыаркаАвтоПром" в Костанае. У официальных дилеров Hyundai по республике новые модели казахстанской сборки появятся до конца 2015 года.

В ноябре 2015 года в рамках соглашения "Астана Моторс" и China First Automotive Group Corporation на базе завода Hyundai Trans Auto начнется сборка коммерческой техники FAW. Производство будет выпускать легкие и тяжелые грузовики, самосвалы, тягачи и спецтехнику (коммунальная, строительная техника), промтоварные фургоны. На том же заводе компания производит коммерческую, специальную и коммунальную технику Hyundai. Отметим, уровень локализации отдельных моделей достигает 50%. 

Афонин придерживается "консервативного прогноза" на 2016 год, что обосновано макроэкономической ситуацией на рынке, свободным плаванием тенге и увеличением процентных ставок на потребительское кредитование. Он считает, что в следующем году в Казахстане будет продано 70 тыс. новых автомобилей.

По данным собеседника, по итогам октября 2015 года количество новых автомобилей в республике увеличилось на 6,5 тыс. На сегодня автопарк страны насчитывает порядка 4,5 млн автомобилей, из них 80% - старше 10 лет. "Благодаря льготному кредитованию на приобретение в нашей стране обновляется автомобильный парк страны, что в свою очередь положительно сказывается на повышении уровня безопасности на дорогах и улучшении экологической обстановки в Казахстане. В 2013-2014 годы отечественный автопром показал положительную динамику, однако после на российском рынке произошел коллапс, что в свою очередь явилось причиной замедления роста отечественного автопрома и обновления автопарка страны в целом", - заключил Афонин.  

Напомним, в апреле 2015 года в Казахстане стартовала государственная программа льготного автокредитования для поддержки отечественных производителей. В июле было введено обязательное лицензирование автодилеров. В ноябре сенат одобрил введение дифференцированного сбора за первичную регистрацию авто (Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики"). Так, при ввозе авто старше трех лет казахстанцам придется заплатить около 1 млн тенге (991 000 тенге). Данные меры призваны сдерживать массовый импорт автомобилей в республику и простимулировать потребителей приобретать новые машины казахстанского производства.  

По мнению генерального менеджера "Тойота Мотор Казахстан" Марсио Дивиане, автомобильный рынок Казахстана восстановится в течение нескольких месяцев. 

Ранее LS сообщал, что продажи автомобилей в Казахстане будут расти, несмотря на негативное влияние свободного курса тенге и падение доходов населения. Более того, республика входит в 50 первых стран по продажам авто. Однако некоторые участники рынка ожидают, что автодилеры Казахстана могут сократить персонал

avto

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.