Новый законопроект может отпугнуть от брака с госслужащими – аналитик

Меры по декларированию расходов еще мало проработаны, считает она

4 августа 2022 года

Контроль за госслужащими, в том числе в рамках декларирования доходов и расходов, потребует больших издержек, которые могут превысить выгоду от него. Такое мнение в беседе с LS выразила старший аналитик департамента прикладных исследований AERC Евгения Пак.

По ее мнению, идея декларации не только доходов, но и расходов в антикоррупционных целях соответствует международной практике. Также это является своевременной идеей в построении нового Казахстана, поскольку может стать основой для институциональной трансформации страны.

Напомним, в Казахстане готовится законопроект по необоснованному обогащению, согласно которому чиновники будут привлечены к ответственности за значительное превышение расходов над доходами.

"Однако на текущем этапе сами меры по декларации расходов и штрафованию за превышение расходов над доходами, на мой взгляд, еще мало проработаны. В частности, включение в контроль не только госслужащих, но и их супругов, является двояким. С одной стороны, мера позволит частично устранить пути обхода декларации для госслужащих, находящихся уже в браке. С другой стороны, мера может создавать искажающие стимулы в будущем – например, практику не регистрировать браки с госслужащими", – отметила Пак.

Она добавила, что в развитых странах декларируют расходы и доходы семьи в целом. И Пак считает это правильным. Но она обратила внимание на то, что там очень развит институт брачных договоров, когда пары заранее декларируют все имеющееся у каждой из сторон на момент вступления в брак имущество.

"Это сильно упрощает работу антикоррупционным и налоговым службам. В Казахстане практика составления брачного договора еще не так распространена. В итоге изложенная в текущем варианте мера подразумевает большую работу для властей по предварительному разграничению имущества супругов (один из которых – госслужащий), приобретенного в браке и до вступления в него", – пояснила аналитик.

По словам Пак, данная мера по контролю соответствия расходов доходам может быть внедрена только с 2026-2027 годов после прохождения этапов декларирования. Аналитик считает, что к тому моменту многие детали будут уже проработаны, а развитие цифровизации оптимизирует процесс контроля.

"Но в любом случае эффективность формальных институтов (законом, норм) зачастую сильно зависит от системы неформальных институтов (традиции, обычаи, воспитание и др.) в экономике. Следует понимать, что даже если возможно в теории придумать способ тотального контроля за госслужащими, реализация этого способа на практике потребует значительных издержек: затрат времени, усилий, средств. В итоге издержки по контролю могут превысить выгоды от него", – выразила мнение Пак.

Собеседница LS добавила, что в таких условиях повысить эффективность контроля можно только за счет формирования и неформальных институтов. Для этого требуется идеологическая работа, направленная на выработку в обществе полного неприятия коррупции, в первую очередь, для себя.

"Всеобщее общественное порицание за нечестность через воздействие на репутацию человека – наиболее эффективный инструмент в борьбе с коррупцией", – подчеркнула Пак.

В законопроекте упоминалось, что в случае сохранения разницы между расходами и источниками для оплаты указанного имущества в 1 тыс. МРП (около 3 млн тенге в 2022 году) будет составлен протокол об административном правонарушении.

"В целом сам показатель МРП в Казахстане является не совсем обоснованным. Месячный расчетный показатель – искусственная норма, исчисляется при планировании бюджета и не связана ни с какими другими макроэкономическими показателями. В международной практике обычно используется минимальная заработная плата. Конкретно в данном случае не совсем понятна привязка к МРП и установка предела в размере 1 тыс.", – рассказала Пак.

По ее мнению, для выработки обоснованного предела превышения следует вначале получить данные о доходах и расходах.

"То есть задекларировать, посмотреть наиболее частую (модальную) сумму превышения – выяснить причину, почему такая сумма превышения расходов над доходами наиболее часто встречаемая, с чем она связана. И уже на основании этого выставлять определенную норму допустимого превышения расходов над доходами. Пока же сумма в 1 тыс. МРП, по моему мнению, не обоснована и только заранее отпугивает людей от данного законопроекта", – считает Пак.

Также напомним, что в случае выявления нарушения дело может дойти и до увольнения госслужащего. Как считает аналитик, эффективность наказания зависит не столько от жесткости, сколько от прозрачности налагания.

"В данном случае наказание в виде увольнения соответствует международному опыту противодействия коррупции. Однако его эффективность будет определяться формулировкой. Пока мера допускает увольнение, и такая формулировка слишком расплывчата. Нужно установить четкие правила игры: лишать должности всех, чьи расходы превысили доходы свыше нормы. Если же наказание в виде лишения должности будет выноситься в зависимости от суммы превышения, то это полностью исказит систему: чиновники просто будут укрывать ту долю дохода, за сокрытие которого не понесут наказания. Если же эта мера будет рассматриваться в каждом случае отдельно, то это сделает инструмент наказания непрозрачным – правила игры будут неясны, создавая впечатление несправедливости, впечатление того, что кто-то смог договориться, а кто-то – нет. Правила должны быть ясными и одинаковыми для всех", – заключила Пак.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.