Почему в Казахстане не выживают франшизы - Кисиков

Глава Казахстанской ассоциации франчайзинга порекомендовал предпринимателям уходить в регионы

28 июля 2017 года
    

Франшизам в ресторанном бизнесе следует уходить в регионы, поскольку рынок переполнен. Такое мнение в беседе с LS высказал глава Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.

Он отметил, что с начала 2017 года с рынка Казахстана уже ушли примерно 2-3% иностранных франшиз. Большинство из них работало в ресторанном бизнесе.

"Компании уходят из-за перегруженности, неправильного планирования и кризиса. В мегаполисах мы уже перевыполнили план по предложениям в сфере еды. Поэтому им нужно уже развиваться в других регионах. Что касается еще свободных ниш, то это медицинская, образовательная, туристическая, агротехническая и технологическая отрасли", - пояснил Кисиков.

Он добавил, что оборот рынка франшиз в этом году составит около $2,5 млрд. По ожиданиям главы ассоциации, оборот будет расти за счет того, что рынок увеличивается.

"Также влияет то, что компании понимают выгодность продажи некоторого интеллектуального права над открытием филиалов", - заметил Кисиков.

Руководитель ассоциации добавил, что зарубежные франшизы не спешат заходить на казахстанский рынок. Одной из основных причин остается низкая покупательская способность казахстанцев.

"В большинстве своем при заходе франчайзи не изучают экономическую ситуацию на рынке. Они зачастую рассчитывают на качество и имя, не делая ставку на цену. Однако за последние годы покупательская способность снизилась, и казахстанский клиент стал более разборчив. Теперь он не ведется на бренды и смотрит на финансовую составляющую. В свою очередь бренды, которые имели демократичные цены на Западе, из-за роста курса доллара в Казахстане стали предлагать стоимость на товары для класса выше среднего. А так как за такую франшизу надо платить роялти в валюте, то предприниматели, приобретшие интеллектуальную собственность, начинают страдать", - объяснил ситуацию собеседник LS.

Поэтому, по словам Кисикова, на рынке стали развиваться казахстанские и российские франшизы, получившие преимущество в виде покупательской способности.

"Также зарубежные бренды ощущают большое давление со стороны России. Потому что в Казахстан франшизы приходят через эту страну. А так как из-за сложившейся политической и экономической ситуации некоторым известным компаниям стало сложнее работать на том рынке, они не открываются у нас. Мы предлагаем брендам сделать центром входа в ЕАЭС Казахстан. Но им удобнее начинать бизнес через Москву, потому что у там более развита логистика. Да и поставки проходят через Россию", - заключил Кисиков. 

Напомним, ранее LS сообщал, что ресторанный бизнес в целом с начала 2017 года сократился на 20%. Средний чек также снизился примерно до 3,5-5 тыс. тенге. Тем временем Кисиков сообщил, что франшиза в сфере медицины в Казахстане окупается за два года. Он также сообщил, что в 2017 году из казахстанского рынка франшиз могут уйти 5% зарубежных брендов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.