В ноябре 2017 года бензин в Казахстане подорожал на 20% по сравнению с январем и составил 163 тенге за литр, передает LS. В декабре стоимость подешевела на 5% до 157 тенге за литр. Однако тенденция удешевления топлива – временная. Такое мнение в беседе с LS выразил эксперт в энергетической сфере Сергей Смирнов.
Специалист предупредил, что в следующем году казахстанцы могут ожидать удорожания. И, возможно, цены будут расти уже в начале года. "В 2018 году тренд роста продолжится, и, что бы ни говорили, наши цены зависят от российских. А там в начале года и в июне произойдет рост акциз, который приведет к повышению стоимости российского топлива. У нас цены также подрастут, так как модернизация Шымкентского завода завершится только во II полугодии 2018 года", - объяснил Смирнов.
Собеседник LS также напомнил, что, по словам министра финансов Бахыта Султанова, перевод транспортного налога в акцизы напрямую повлияет на рост стоимости бензина в Казахстане.
"Это усилит повышение цен. По моему мнению, надо менять всю налоговую политику на внутреннем рынке топлива. Например, у нас официально к цене привязано 60% от сырой нефти и 15% налогов. В России сырье составляет 6-7% и налог 60%. В Казахстане хотят, как в России, повышать налоги и сохранять сырьевую составляющую, потому что недропользователи остаются при своих интересах и бюджет пытается получить свое. С учетом того, что к 2025 году создается единый рынок ГСМ, нашему государству нужно перестать пытаться создавать гибрид, а определиться с тем, будем ли мы полностью ориентироваться на Россию или нет", - заявил Смирнов и намекнул, что с единым рынком не получится не зависеть от соседней страны.
В свою очередь глава Ассоциации независимого автобизнеса Тимур Жаркенов отметил, что прогнозы по ценам пока сложно делать, так как после выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву ситуация будет выправляться любыми способами.
Он добавил, что на данный момент в Казахстане отсутствует прозрачная прогнозируемая система, так как нет рыночного ценообразования на топливо. Поэтому стоимость сложно определить. "Но нам, возможно, и не нужно рыночное ценообразование, потому что это будет дорого", - усмехнулся Жаркенов.
Он добавил, что для исправления ситуации на рынке бензина нужен более прозрачный механизм ценообразования. "Наши недра - это наш козырь, стратегическое преимущество. И им нужно грамотно распорядиться для развития всей экономики. Хотя желательно создавать условия для открытия независимых нефтеперерабатывающих мини-заводов. Чтобы снизить риски концентрации и создать конкуренцию в рамках общих правил игры", - заметил Жаркенов.
Отметим, что Минэнерго также прогнозирует подорожание бензина в новом году.
Напомним, в январе 2017 АИ-92 стоил 133-134 тенге за литр. В начале февраля стоимость поднялась до 138-142 тенге за литр. Тогда министр энергетики Канат Бозумбаев пояснил, что одной из причин роста цен на бензин стало изменение курса тенге к рублю, которое произошло в середине января, когда закупался импортный бензин.
"Соответственно, цена на российское топливо выросла. Вообще, за прошлый год, вы знаете, курс тенге по отношению к рублю ослаб на 20%. То есть цена не сильно поднимается в рублях, но, когда в тенге переводишь, получается, что дороже стал обходиться потребителю", - пояснил тогда Бозумбаев и обещал, что дефицита топлива в стране не будет.
В конце февраля этого года цены на бензин выросли во второй раз, превысив 140 тенге за литр. Максимальная стоимость за АИ-92 достигла 145 тенге за литр. Тогда эксперты спрогнозировали, что стоимость топлива еще увеличится на 12%.
К Наурызу цены АИ-92 в "КазМунайГазе" и ряде других заправок выросли до 143 тенге за литр (против 140 тенге в феврале). Чуть позже АЗС снизил стоимость до 141 тенге за литр, которая продержалась до сентября.
В свою очередь Бозумбаев предупредил, что снижение стоимости бензина приведет к его дефициту. "Я люблю в интернете смотреть, как нас ругают за цены на бензин, но факт остается фактом: в четырех из пяти соседних стран уровень цен гораздо выше. И если мы хотим дешевый бензин, то должны понимать, что в этом случае топливо будет ограничено, никто себе в убыток продавать не будет", - заявил министр.
Он разъяснил, что для сохранения баланса стоимость бензина на казахстанском рынке не должна быть значительно ниже или выше, чем в России. Потому что в случае низких цен в Казахстане возникает угроза дефицита в связи с перетоками бензина в Россию. А если будут высокие цены, то возможен профицит импортного бензина и, как следствие, последующее снижение объемов переработки на НПЗ.
Тем временем LS подсчитал, сколько казахстанцы потратили на топливо.
В начале осени АИ-92 продавался уже по 144-147 тенге за литр. Тогда министр заявил, что никаких видимых причин для роста цен на бензин в Казахстане нет. На следующий день после слов Бозумбаева, стоимость топлива снова подросла. "КазМунайГаз" и Royal Petrol увеличили цену на АИ-92 до 147 тенге за литр.
Между тем в Казахстане в тот момент начался дефицит топлива. Минэнерго обещало, что этот вопрос решится до конца сентября. Однако в начале октября топливный кризис продолжался. К томе же стоимость АИ-92 достигла отметки в 150 тенге за литр. Позже в "КазМунайГазе" пообещали роста стоимости до 157 тенге за литр и выполнили свое обещание.
Министр Канат Бозумбаев сообщил, что дефицита на топливном рынке уже нет. Он объяснил, при каких условиях это будет возможно. Также во время заседания правительства Бозумбаев объяснил, почему, по его мнению, в стране нет дефицита топлива. Однако данные объяснения не удовлетворили премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, после чего он сообщил, что направит на имя президента Нурсултана Назарбаева представление об объявлении выговора министру энергетики. Кроме того, Сагинтаев поручил председателю правления "Самрук-Казына" Умирзаку Шукееву принять меры по наложению дисциплинарного взыскания в виде выговора председателю правления "КазМунайГаз" Сауату Мынбаеву за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Также был снят с должности вице-министр энергетики Асет Магауов и поручено принять меры по прекращению полномочий заместителя председателя правления национальной компании "КазМунайГаз" Данияра Берлибаева. Позже президент объявил Бозумбаеву выговор.
В конце октября Бозумбаев обещал роста цен до 160-161 тенге за литр и добавил, что ситуация со стоимостью разрешится к концу года. А бензиновый дефицит, по его словам, должен был завершиться в конце ноября. Тем временем стоимость АИ-92 в октябре-ноябре достигала 163 тенге за литр.
Однако, как и обещал министр, в декабре стоимость откатилась до 157-160 тенге за литр. На данный момент, на АЗС "КазМунайГаз" АИ-92 продается по 159 тенге за литр (157 тенге за литр в начале декабря), а Royal Petrol реализует топливо по 157 тенге за литр. На Sinoil цена литра АИ-92 составляет 158 тенге.