В Казахстане ожидают роста цен на бензин еще на 12%

На ряде заправок бензин уже стал дороже

20 февраля 2017 года
    

В ряде автозаправочных станций (АЗС) Казахстана во второй раз за месяц выросли цены на бензин, передает LS

На АЗС "КазМунайГаза" стоимость АИ-92 превысила 140 тенге за литр и составила 141 тенге, АИ-95 подорожал до 154 тенге, АИ-98 - 162 тенге за литр.

В Helios цены продолжают оставаться самыми дешевыми - АИ-92 - 140 тенге, АИ-95 - 151 тенге, АИ-95 Prime - 158 тенге, АИ-98 - 164 тенге.

В Sinooil и Royal Petrol цены на АИ-92 сохранились на уровне 140 тенге за литр. При этом в Sinooil АИ-95 и АИ-96 установили стоимость 152 тенге за литр. В Royal Petrol АИ-95 составил 155 тенге за литр, а АИ-98 - 165 тенге за литр.

В "Лукойле" цены на АИ-92 оказались самыми дорогими - 145 тенге за литр, АИ-95 на АЗС этой компании вырос в стоимости до 165 тенге за литр. 

Между тем, по прогнозу председателя правления BRB Invest Галима Хусаинова, цены на бензин в 2017 году могут вырасти на 12%. 

Он считает, что на рост стоимости топлива влияют два фактора: дефицит бензина собственного производства и укрепление российского рубля по отношению к тенге.

"В Казахстане не хватает производства собственного бензина. Если это является следствием того, что увеличилось количество авто, как сказал министр энергетики Канат Бозумбаев, то причина разумная. Также на цены повлияло то, что российский бензин стал дороже в тенговом эквиваленте. Если раньше рубль был один к пяти, то сейчас один к шести, подорожав примерно на 20%. Так как соседний рынок влияет на нас, бензин, соответственно, будет расти", - пояснил Хусаинов.

Он также добавил, что если проект по модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) будет завершен согласно плану, то производство топлива значительно вырастет. Это может привести к переизбытку предложения, в связи с чем Казахстан начнет поставлять излишки на экспорт.

В отличие от Хусаинова, директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов считает, что наиболее важной причиной удорожания бензина стала необходимость сокращения убытков "Разведки Добычи "КазМунайГаз".

"Формально у нас государство не регулирует цены на АИ-92. Но стоимость нефти, поставляемая на НПЗ, была очень низкая, убыточная для поставщиков. Чтобы увеличить поставки сырья, надо поднимать цены на ГСМ. Как принималось решение, не знаю. Но этот фактор точно принимался во внимание", - пояснил собеседник LS.

Экономист Сергей Смирнов отметил, что на рост цен на бензин мог повлиять сам проект модернизации НПЗ.

"Данная программа была принята в мае 2009 года. К 2015 году обещали закончить ремонт всех трех заводов и обеспечить бензином внутренний рынок и отправлять на экспорт. Сейчас у нас 2017 год, все планы сорваны, ни один завод не модернизирован, только Атырауский приближается к завершению. При этом если в 2009 году в бюджет закладывалось 3,5 млрд тенге, то сейчас эта сумма достигла 6 млрд тенге. При этом ремонт проводится на кредитные средства, которые надо вернуть с процентами. Платить будут потребители", - объяснил эксперт.

Он добавил, что стоимость топлива будет расти, пока модернизация не будет завершена. И, по его мнению, цены доводят до российских показателей.

"В соседней стране АИ-92 стоит примерно 180-200 тенге за литр", - заметил собеседник LS.

Смирнов также высказал сомнение о том, что в 2018 году Казахстан сможет покрыть свои внутренние спросы на бензин, несмотря на прогнозы министерства энергетики.  

"Во-первых, заводы не будут отремонтированы в срок. Сейчас 2017 год и при этом к завершению приближается только Атырауский НПЗ. Два других завода либо нужно дольше перестраивать, либо делать это в сжатые сроки. Тогда будут изменены и сокращены ремонтные работы. Во-вторых, где будет взята нефть для переработки? Сейчас заводы перерабатывают примерно 14,5 млн тонн сырой нефти. После ремонта мощность возрастет на 18 млн тонн. Нужно поставлять дополнительные 3,5 млн тонн нефти, которых в Казахстане нет", - объяснил Смирнов.

Он напомнил, что в 2017 году объемы добычи сырья будут увеличены до 81 млн тонн. Увеличение произойдет за счет Кашагана. Однако, по словам собеседника LS, нефть с Кашагана навряд ли пойдет на казахстанские НПЗ.

"Три наших крупных нефтяных проекта работают по соглашению о разделе продукции. Владельцами добытой нефти являются акционеры проектов. Компании не заинтересованы в поставке сырья на внутренний рынок. За рубеж они поставляют по более высоким ценам и не платят НДС. Интересов нет, особенно если вспомнить о том, какие деньги вложены в Кашаган. Поэтому я не верю про появления дополнительного сырья для наших заводов", - заключил Смирнов.  

Напомним, в начале февраля бензин в Казахстане снова подорожалПозже министр энергетики Канат Бозумбаев рассказал о причинах роста. После этого заявления обоснованность повышения цен на бензин начал проверять комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.Также LS публиковал видеоинфографику о том, как отличаются цены на бензин в Казахстане и в мире. Между тем в Казахстане потребление нефтепродуктов выросло в два раза.

Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.