Дефицита бензина в Казахстане нет - Канат Бозумбаев

Тем временем глава КМГ объяснил, почему цены на топливо будут расти

10 октября 2017 года

Министр энергетики Канат Бозумбаев во время заседания правительства объяснил, почему, по его мнению, в стране нет дефицита топлива, передает LS.

Бозумбаев сообщил, что совокупные запасы АИ-92 в стране по состоянию на 1 июня 2017 года составляли 292 тыс. тонн. При этом в период повышенного потребления – отпускной период, внутренний туризм, проведение ЭКСПО и так далее – запасы бензина на нефтебазах снизились до уровня 140 тыс. тонн. По словам министра, это покрывает потребность где-то на 15 дней.

"Средняя цена по республике на АИ-92 в январе 2017 года составляла 135 тенге, в октябре увеличилась в среднем до 150-155 тенге, показав рост на 11%. При этом доля импорта увеличилась с 15% в июле до 30% в сентябре. Прогнозируется, что эта доля увеличится в октябре до 40%. Это причины подорожания (бензина – прим. LS). Я сразу хочу сказать, слово "дефицит" здесь использовать не совсем правильно, дефицита в стране нет", - объяснил Бозумбаев.

Услышав про отсутствие недостатка, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев перебил министра и спросил, почему тогда в стране очереди на АЗС.

Бозумбаев поблагодарил главу кабмина за вопрос и отметил, что в регионах страны и на пути к ним на вчерашний день было 138 тыс. тонн нефтепродуктов. После этого министр продолжил объяснять рост цен на топливо.

"Цена поднялась, в связи с тем, что в первую очередь увеличилась доля дорого российского бензина. Почему увеличилась? Здесь причины следующие. Первое, снижение. В период, как я говорил, летом произошло снижение импорта 92-го бензина из РФ из-за увеличения цены на границе с $517 до $573. Практически на 10%. С изменением курса доллара по отношению к тенге в тот же период. Курс изменился с 314 до 340 тенге, то есть более чем на 8%", - сообщил глава Минэнерго.

Он добавил, что если за первые пять месяцев 2017 года ежемесячно импортировалось 90 тыс. тонн, то летом импорт составил 35-50 тыс. тонн. По словам Бозумбаева, в тенговом эквиваленте цена на границе выросла с 160 до 196 тыс. тенге за тонну, или на 22% импортируемого бензина.

"Вторая причина, повышение цены, или так называемый дефицит. Это перенос срока остановки Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) на планово-профилактический ремонт. Значит перенос срока состоялся с июня на конец сентября в соответствии с письмом-обращением "КазМунайГаза" от 10 мая 2017 года", - заметил Бозумбаев.

Позже глава Минэнерго все же объяснил, почему не считает сложившуюся ситуацию дефицитом.

"АЗС придерживают остатки в ожидании повышения цены. Это болезненный переход, набраться терпения, в том числе понижения цены. В ноябре двукратно увеличится количество бензина. Если я говорил, что нет дефицита, я имел в виду, что остатки на нефтебазах есть. Остатки сейчас нарастают и увеличиваются. Я с каждым акимом разговаривал, предупредил, чтобы АЗС не придерживали бензин в ожидании повышения цены. Это недопустимо, будет ответственность", - пояснил он.

В свою очередь председатель правления КМГ Сауат Мынбаев отметил, что в вопросе влияния на внутренний рынок нужно в первую очередь смотреть на стабильную работу трех нефтеперерабатывающих заводов.

"Все три завода работали на полную мощность. Переносился срок планового ремонта только по Павлодару с весны на осень, для того чтобы не останавливать завод два раза. Один раз на плановый ремонт, другой раз на завершение модернизации. Мы весной посчитали, что до осени завод выдержит. И при этом срок не продлевался ни на один день. В Атырауском заводе (АНПЗ) завершен плановый ремонт на пять дней раньше", - пояснил Мынбаев.

Он добавил, что в ноябре завершается модернизация двух заводов – ПНХЗ и АНПЗ. Поэтому, по словам главы КМГ, с 1 января 2018 года Казахстан будет обеспечен на 100% светлыми нефтепродуктами.

"Второй аспект, по которому КМГ влияет на внутренний рынок, – это объемы импорта. Мы также поставляем приличные объемы, поскольку внутренний рынок на 30% зависит от импорта светлых нефтепродуктов. У нас были вполне согласованные планы поставок в сентябре. Нас антимонопольное ведомство оштрафовало на 500 млн тенге. Основанием было, что КМГ состоит, мы занимаем, кстати 15% рынка. Всего 15%. Нас обвинили, что мы находимся в сговоре с крупными участниками", - пожаловался Мынбаев.

Он отметил, что надо принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но по какой цене импортируется бензин из Россию. Глава КМГ добавил, что в соседней стране бензин стоит 37 рублей, или 220 тенге.

"У нас – 150 тенге. Будет кто-нибудь завозить этот бензин? Мы, понятно, остановились. Причем не только мы, но и крупные сети. Вот и дефицит. Теперь в начале октября министерство с АРЕМ (Комитет по регулированию естественных монополий, ранее агентство – прим. LS) подписали, что в цене можно наконец-то учитывать российскую составляющую. С этого момента импорт пошел, мы тоже", - объяснил Мынбаев.

Глава КМГ добавил, что на сегодня по Астане без ограничений отпускается бензин по талонам, по карточкам, и 20 литров на одного потребителя.

"Импорт подходит, по Астане мы 15 октября на своих заправках ограничение снимем. Вопрос, по какой цене мы импортируем сейчас, чтобы не наносить себе убытки. Это 155 тенге. Можем продавать меньше, будем в убытках. И третий вопрос – это вопрос цены. На мой взгляд, это концептуальный всегда вопрос. Мы имеем открытые границы. Вообще-то планировали, обсуждали, что с профицитом светлых нефтепродуктов со следующего года откроются экспортные рынки. Это означает возможный экспорт в Узбекистан, Кыргызстан. Если мы хотим иметь адекватную политику по цене, то она не может радикально отличаться от цен в соседних государствах, каковая сейчас разница есть. И в связи с этим говорить, что, да, вопрос 100%-ного обеспечения нашего внутреннего рынка бензином, это вопрос экономической безопасности. Но это не вопрос цен. Цены должны находиться с соседними государствами примерно в одном коридоре", - сообщил он.

Напомним, что данные объяснения не удовлетворили Сагинтаева, после чего он сообщил, что направит на имя президента Нурсултана Назарбаева представление об объявлении выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву. Кроме того, Сагинтаев поручил председателю правления "Самрук-Казына" Умирзаку Шукееву в установленном порядке принять меры по наложению дисциплинарного взыскания в виде выговора председателю правления "КазМунайГаз" Сауату Мынбаеву за ненадлежащее исполнение свои обязанностей. Также был снят с должности вице-министр энергетики Асет Магауов и поручено принять меры по прекращению полномочий заместителя председателя правления национальной компании "КазМунайГаз" Данияра Берлибаева.

Тем временем казахстанские АЗС были оштрафованы на 960 млн тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.