В Алматы новый аким. Редакция LS вспоминает, что было с мегаполисом при предыдущем градоначальнике Бакытжане Сагинтаеве.
Пик критики в адрес Сагинтаева пришелся на время трагических событий в Алматы, происходивших в январе 2022 года, в ходе которых аким практически не выходил на связь с населением. В результате волны недовольства в интернете появилась петиция по снятию его с занимаемой должности. По этому поводу президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что чиновник "впервые в жизни столкнулся с такой ситуацией и винить его не нужно". При этом президент учел настроение алматинцев и отметил, что со временем жители мегаполиса узнают о новом градоначальнике.
LS составил хронику о том, как изменился город при Сагинтаеве.
Став акимом в июне 2019 года, он первым делом начал борьбу с проституцией и вернул скоростные ограничения на Аль-Фараби до 80 км/ч (60 км/ч при Бауыржане Байбеке).
Также Сагинтаев озаботился дисбалансом центра и окраин, поэтому поручил разработать план "Алматы – город без окраин". На эти цели было заложено около 800 млрд тенге.
Он стал договариваться с Алматинской областью о поставках сельхозпродукции. Это сыграло свою роль в период овощного дефицита весной 2021 года. Цены резко выросли, как и по всей стране, но нехватки овощей не было.
При нем Нацбанк переехал в Нур-Султан, несмотря на то, что Сагинтаев был сильно обеспокоен этим решением правительства. В Алматы осталось представительство.
В первый год на посту акима во время визита президента градоначальник рассказал, что проблемами города является высокий уровень иммиграции и нехватка земель для строительства жилья.
При Сагинтаеве периодически вспыхивали скандалы с незаконной вырубкой деревьев. В том числе в 2021 году были вырублены краснокнижные дубы. Штраф за такое дерево составлял всего 6 МРП (16,5 тыс. тенге), что вызвало еще одну волну возмущений.
Вместе с тем аким активно занялся озеленением города, но в верхней части города. В том числе началась реконструкция Терренкура. При этом аким всерьез задумался над тем, чтобы перекинуть мост протяженностью в 1 км от Ботанического сада до верхней стороны проспекта Аль-Фараби. Такая идея у него возникла, когда он стоял с инвесторами на верхних этажах отеля Ritz Carlton.
Еще одна идея акима – электрички от ближних городов до Алматы – находится на стадии планирования. В том числе планируется запустить LRT от Талгара.
При Сагинтаеве Международный аэропорт Алматы был куплен турецкой компанией TAV за $365 млн.
Амбициозные планы акима увеличить доходы мегаполиса были нарушены коронавирусом, который в 2020 году закрыл город на глухой локдаун. Только за четыре месяца того года экономика города просела на 9,2%. Тяжелым был удар для ресторанного бизнеса: около 20% кафе и ресторанов в тот год мегаполис потерял навсегда. Фитнес-центры и кинотеатры также оказались в бедственном положении.
В Алматы продолжились обсуждения по переводу ТЭЦ-2 на газ. Пока модернизация еще не начата, но уже названа сумма. Согласно нацпроекту, на эти цели нужно 315 млрд тенге.
Огромной головной болью для населения стала хаотичная застройка мегаполиса. В городе начали возводить жилые высотки, которые начали перекрывать воздушное пространство и перегружали коммунальные сети. Из-за этого в 2021 году в Алматы возникали крупные аварии на линиях электроэнергии. В связи с этим в Алматы ужесточили правила застройки с ограничением по количеству людей и обязательствами строить садики, школы и больницы вместе с ЖК. Однако данные правила не касались тех, кто уже получил разрешение до новых ужесточений. Одно из последних поручений Сагинтаева в качестве акима Алматы – это ограничить застройку выше проспекта Абая до девяти этажей.