Ежедневно в Алматы въезжает порядка 230 тыс. машин. Это значительно превышает возможности пропуска и создает пробки. В акимате рассказали LS, как планируется решать проблему.
По информации ведомства, в мегаполис ведут семь основных магистралей, включая пять дорог республиканского значения (Талгарский тракт, Кульджинский тракт, Алматы – Конаев, Алматы – Бишкек, верхняя Каскеленская трасса) и две – областного (Боралдай – ст. Шамалган, Илийский тракт).
Три основные трассы (Алматы – Бишкек, Алматы – Конаев и Кульджинский тракт) принимают по 40 тыс. авто ежедневно (в общем около 120 тыс.). Общий трафик достигает 230 тыс. транспортных средств. В акимате отметили, что это существенно превышает возможности для пропуска.
Для решения проблемы в мегаполисе пробиваются магистральные улицы до БАКАД. Это позволит освободить внутренние дороги и перевести транзитные крупные автотранспортные средства на объездной путь. По прогнозам ведомства, объем грузов, перевозимых по БАКАД, к 2038 году вырастет на 87%, до 35,9 млн тонн.
Также планируется провести реконструкцию Талгарского тракта и верхней Каскеленской трассы. В этом году начаты строительно-монтажные работы Кульджинского тракта.
До 2030 года планируется ввести в эксплуатацию четыре транспортно-пересадочных хаба: хаб "Батыс" в районе рынка "Барлык", хаб "Райымбек Батыра" в районе вокзала "Алматы-2", хаб "Алматы-3" в районе новой станции в п. Боралдай, хаб "Восточные ворота". Там будут установлены перехватывающие парковки и функционировать подвозящие маршруты.
Также планируется к 2027 году запустить первую линию скоростного легкорельсового трамвая (ЛРТ). Начаты работы по разработке технико-экономического обоснования.
К 2030 году в западном направлении будут запущены три новые станции метро.
БРТ (скоростные автобусные линии – прим. LS) будут продлены по ул. Тимирязева от ул. Байтурсынова до ул. Желтоксан, далее по ул. Желтоксан до пр. Райымбек.
В целом планируется выстроить транспортный каркас мегаполиса. Необходимый объем инвестиций на создание полноценной структуры оценивается в 2,8 трлн тенге. В том числе 2 трлн тенге необходимо для строительства и модернизации коридоров, 150 млрд тенге – на подвижной состав (БРТ, ЛРТ, метро), 200 млрд тенге – на пассажирскую инфраструктуру, 400 млрд тенге – на обслуживающую инфраструктуру, 50 млрд тенге – прочие затраты. Бюджет будет уточняться по мере реализации.
LS уже сообщал, что он будет состоять из 42 коридоров, 20 мультимодальных пересадочных узлов и шести станций для инфраструктурных изменений. В результате 75% жителей смогут добираться до 81% рабочих мест в городе. Скорость передвижения на ОТ по принципу от офиса до дома в результате будет занимать около 59 минут в часы пик, в то время как на личном транспорте – 75-81 минуту.
Ожидается, что за счет принятых мер станет больше людей, которые выбирают общественный транспорт (ОТ). Средняя скорость движения данных видов передвижения вырастет с 15 до 25 км в час. Скоростные ОТ будут в пешей доступности 35% жителей и 50% рабочих мест. Выбросы от дизельных автобусов уменьшатся на 70%. Также удастся снизить расходы бюджета на субсидирование частных перевозчиков.