Возведение транспортного каркаса в Алматы с фокусированием на автобусы, метро и трамваи обойдется в триллионы тенге, передает LS.
В ходе презентации утвержденного мастер-плана руководитель проектного офиса по развитию транспорта мегаполиса Артур Шахбазян пояснил, что каркас будет связан с новым генпланом и ориентирован на население, так как сейчас он не полностью отвечает потребностям жителей. В том числе по части надежности, доступности остановок и охвату скоростными видами общественного транспорта. В результате возникает риск коллапса ввиду продолжающегося роста населения и автомибилизации при низкой цене на проезд в автобусах и метро.
В связи с этим к 2030 году планируется выстроить каркас с упором на общественный транспорт. Основой станут скоростные автобусные линии (БРТ). Параллельно продолжится строительство метро, а также вернутся трамваи в виде ЛРТ. По оценкам Шахбазяна, для этого к 2030 году понадобится инвестирование 2,8 трлн тенге без учета инфляции и сопутствующих расходов.
"Ранее в Алматы уже были построены БРТ на Мустафина и Тимирязева. При этом есть некоторые аспекты, включая несвязанность, которые делают данные линии менее эффективными, чем они могли бы быть. В связи с этим на первом этапе мы построим БРТ по Райымбека, которая станет основой для возведения дальнейших линий. Данный маршрут будет комбинированным. На каких-то участках он будет по правой полосе, на каких-то – по левой, где-то – по центру", – пояснил Шахбазян.
Отвечая на вопрос LS, не вызовет ли это дополнительные пробки в местах перехода от одной полосы к другой, спикер отметил, что перестройка транспорта будет осуществляться на перекрестках. При этом будут настроены умные светофоры, которые "за пять секунд" до приближения автобуса будут переключаться, чтобы транспорт смог проехать без дополнительного ожидания.
Что касается доступности остановок, руководитель управления городской мобильности Сагындык Телибаев отметил, что для обеспечения безопасности планируется установить точки ожидания возле светофоров. Там, где их нет, установят дополнительные.
Помимо этого, по словам Телибаева, дополнительно будет строиться БРТ по Желтоксан, чтобы связать Тимирязева с Райымбека. Объемы финансирования на оба проекта будут известны после утверждения технико-экономического обоснования.
По вопросам ЛРТ глава управления сообщил, что в этом году разрабатывается ТЭО. Первая линия по Толе би может быть построена к 2026 году.
Вместе с тем, как было отмечено в ходе презентации, в рамках внедрения транспортного каркаса запланировано проведение линии ЛРТ до аэропорта. Уже был обсужден этот вопрос с руководством аэропорта, планируется совместная работа над вопросом.
На презентации дополнительно обсудили вопрос пересмотра тарифов для общественного транспорта с созданием нескольких предложений, в том числе с возможностью бесплатной пересадки.
Ранее LS уже публиковал информацию о том, что транспортный каркас будет состоять из 42 коридоров, 20 мультимодальных пересадочных узлов и шести станций для инфраструктурных изменений. В результате 75% жителей смогут добираться до 81% рабочих мест в городе. Скорость передвижения на ОТ по принципу "от офиса до дома" в результате будет занимать около 59 минут в часы пик, в то время как на личном транспорте – 75-81 минуту.