Казахстанцев будут защищать от мошенников в соцсетях по-новому

За пять месяцев года в суды по потребительским спорам поступило 916 исков

11 октября 2021 года

В Казахстане предложили законодательно контролировать продажу товаров в соцсетях, передает LS.

По словам председателя комитета по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции Аскара Тынысбекова, в системе защиты прав потребителей выявлены проблемы в части электронной торговли.

"Потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет, и это требует законодательного урегулирования оборота товаров в социальных сетях",  заявил он.

При этом глава комитета отметил, что трехступенчатая защита прав потребителей только создает трудности людям. К примеру, прежде чем идти в суд, они обязаны пройти первые два этапа – обратиться к продавецу и субъекту для досудебного урегулирования, а также в государственный орган. И только потом человек может подавать иск. 

При этом за пять месяцев года, в суды по потребительским спорам поступило 916 исков. Из них  339, или 37%, возвращено на досудебное урегулирование на первый этап.

"В связи с этим предполагается внести изменения в законодательство и исключить в нем лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту",  подчеркнул Тынысбеков.

Кроме того, он отметил неполный охват всех видов нарушений прав потребителей, которые прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

"В законодательстве значительно расширился перечень обязанностей продавцов, однако в КоАП предусмотрены только четыре состава адмправонарушений",  пояснил глава комитета.

Он также посетовал на недостаточно эффективный общественный контроль.

"Наделение НПО правом осуществлять такой контроль не дало полного эффекта, так как у них нет функции по проведению контрольной закупки  образцов товара с целью оценки его безопасности и качества", - считает Тынысбеков.

Свои предложения направили в ведомство и другие участники рынка.

"Так, общественными объединениями потребителей предложено распространить базовые принципы закона о защите прав потребителей на сферы финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных услуг",  сказал он.

Общественники, по словам Тынысбекова, предлагают создать механизм исключения обмана и мошенничества при оплате товаров через электронные торговые площадки.

"Предлагается также вернуть ранее существовавший до 2010 года институт по начислению НПО вознаграждений от сумм, возмещаемых потребителю, если он выиграл суд, и этот иск был подан общественными организациями",  продолжил он.

В целом, по резултатам опроса 2020 года, наиболее проблемными сферами услуг для потребителей являются медицинские (не удовлетворены этой сферой 45,9% опрошенных), транспортные (43,2%), образовательные (41,6%) и услуги связи (36%).

Ранее сообщалось, что торговцы пересматривают свой ассортимент на фоне снижения потребительского спроса. При этом эксперты отмечают, что потребители вынуждены отказываться от дорогих товаров и отдавать предпочтение более дешевым.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.