В Казахстане продолжает преобладать число легковых авто старше 10 лет. В министерстве промышленности и строительства озвучили LS подробности.
В ведомстве привели официальные статданные на 1 декабря 2023 года, согласно которым в Казахстане было зарегистрировано 4,6 млн легковых авто. Из них доля машин не старше трех лет составила всего 5,1% (289,9 тыс. единиц). На транспортные средства от трех до семи лет пришлось 11,3% (523 тыс. единиц), от 10 до 20 лет – 23,4% (1,1 млн единиц), старше 20 лет – 45,7% (2,1 млн единиц).
Таким образом, в стране 69,1%, или 3,2 млн, легковых машин возрастом более 10 лет, что говорит о необходимости обновить автопарк.
Вместе с тем в трех областях доля транспортных средств старше 10 лет превышает 80%. Наиболее высокий показатель – в Жамбылской области (85,5%). Далее следуют Алматинская область (82%) и область Жетісу (81,9%). Меньше всего возрастных машин – в Астане, 46%.
Больше всего доля авто младше трех лет зафиксирована в Атырауской области – 12,1%. Регион обогнал Астану с уровнем 10,6%. Самый незначительный показатель зафиксирован в Алматинской области (3,4%), области Жетісу (3%) и Жамбылской области (2,7%).
Однако в Минпроме отметили, что доля авто до трех лет растет. Но из-за программы легализации картина изменилась в негативную сторону. В стране зарегистрировали большое количество машин старше 10 лет.
"Наибольшее число операций по первичной регистрации легковых автомобилей в 2023 году было проведено в июне (к концу программы легализации) – 57,8 тыс. При этом рост импорта к предыдущему месяцу был несущественным (+11%, или +1,4 тыс. единиц). То есть на статистику повлияли зарегистрированные за рубежом транспортные средства, которые находились в Казахстане. Из-за этого доля авто старше 10 лет приблизилась к 69,1%, или 3,2 млн единиц", – объяснили в министерстве.
Вместе с тем, по ожиданиям ведомства, в результате роста производства улучшится показатель обновления автопарка.
В том числе в Алматы начато строительство мультибрендового завода (Chery, Haval и Changan) мощностью 90 тыс. единиц в год и стоимостью 164 млрд тенге. Завершение строительства запланировано на IV квартал 2024 года. Это будет мелкоузловое производство с применением технологических операций по сварке и окраске кузова.
Также в 2025 году будет завершено строительство нового завода (Kia) в Костанае мощностью 70 тыс. единиц в год. Инвестиции от корейских партнеров составляют 90 млрд тенге.
Помимо этого, в индустриальной зоне Алматы планируется возведение предприятия по выпуску авто (Exeed) мощностью 80 тыс. машин в год. Объем инвестиций составляет 72 млрд тенге.
Также ожидается рост авторынка на 10-15% в текущем году.
Для решения проблем устаревания автопарка, по информации министерства, требуется комплексный механизм, который позволит избавиться от транспортных средств, не соответствующих техническим и экологическим стандартам. В том числе развитие системы утилизации.
Кроме того, необходимо наращивание мощностей отечественных производителей и стимулирование спроса на новые транспортные средства.
Напомним, ранее LS сообщал, что авто в Казахстане могут подорожать на 12-17% в 2024 году. Вместе с тем некоторые модели могут подешеветь.