В Алматы в скором времени могут появиться outlet-центры и детские развлекательные центры, передает LS.
По словам руководителя отдела исследований и консалтинга компании "Магазина Магазинов" Андрея Васюткина, в Алматы не хватает качественных торговых площадей.
"Количественного насыщения по рынку цивилизованного ретейла мы не имеем. Есть в регионах России города, в которых коэффициент обеспеченности качественными площадями (современными торговыми центрами) в разы выше, чем в Алматы. И при этом города работают, и я бы не сказал, что покупательская способность в этих городах сильно отличается от алматинской", - заявил Васюткин.
По его словам, качественное насыщение рынка также отсутствует, ведь торговая недвижимость на рынке представлена в основном торгово-развлекательным центрами (ТРЦ) либо торговыми центрами (ТЦ).
"Это формат, наиболее распространенный, но на рынке нет таких форматов, как outlet-центры, ретейл-парки, а также объектов с большой развлекательной составляющей. Мы не видим пока в городе большого количества качественных небольших торговых центров. Эти направления сейчас перспективны. В городе могут в скором времени появиться такие объекты, однако даже в таком случае говорить о насыщенности рынка будет рано. Произойдет лишь усиление рынка, очередной виток развития", - добавил он.
Несмотря на то, что ретейлеры активно открывают дисконт-центры, полноценный outlet-центр - это отдельный формат торговли. Outlet-центры – это место концентрации форматов сетевых магазинов, специально разработанных для представления коллекций прошлых периодов, либо созданными специально для outlet-торговли товаров. Такой центр находится под единым управлением. И это центры целевой покупки – потребители заранее планируют посещение таких центров, в отличие от ТРЦ.
По его словам, в кризис outlet-формат выигрывает у ТЦ. В пример он приводит Россию, где в 2015-1016 годах посещаемость таких объектов выросла, а товарооборот арендаторов увеличился. При этом управляющие компании классических торговых центров вынуждены проявлять недюжинную маркетинговую активность, чтобы сохранить лояльность аудитории, тогда как популярность outlet-центров растет органично, на фоне снижения потребительского спроса и его перераспределения в пользу форматов, исповедующих политику "постоянных скидок".
"Люди перешли к модели более рационального потребления. Для них outlet-центр - интересный формат планирования и совершения покупок", - добавил эксперт.
Также эксперт подчеркнул, что выход новых игроков на казахстанский рынок может привлечь и другие компании.
"Я слежу за тем, как анонсируются выход на рынок новых брендов Leroy Merlin, OBI, также планирует запуститься Auchan, а в начале года открылся Carrefour. Это подразделения крупных конгломератов и позже за ними могут подтянуться другие бренды. Например, Leroy Merlin очень серьезно относятся к рискам административного и политического характера. Для других сетей это своеобразный индикатор, что в Казахстане все хорошо и на этот рынок можно выходить", - утверждает он.
Ранее эксперты заявляли, что в связи с падающим спросом в Казахстане может произойти массовое закрытие торговых сетей.
В свою очередь президент Ассоциации ретейлеров Казахстана Василий Горевой объем рынка цивилизованного фешен-ретейла, по примерным оценкам, составляет $3 млрд в год. Однако после изменения курса тенге многие компании работают на пороговой марже (в среднем 40%).