В кризис казахстанский фешен-ретейл спасают регионы

Как ретейлеры выживают в кризис

18 августа 2016 года
    

Казахстанским ретейлерам удалось перейти от фиксированной арендной ставки, которая чаще всего номинировалась в долларах, к проценту от продаж. Однако пока такая система успешно функционирует только в регионах, передает LS.

Президент Ассоциации ретейлеров Казахстана Василий Горевой рассказал LS о том, что после девальвации рынок фешен-ретейла в Казахстане изменился.

"Много игроков покинуло рынок. В основном это не большие сетевые компании, а те, которые работали с одним брендом и имели неразветвленную сеть магазинов. У крупных сетей в свою очередь также происходили большие изменения, касающиеся развития одних брендов и закрытия или сохранения других", - заявил Горевой.

По его данным, объем рынка цивилизованного фешен-ретейла, по примерным оценкам, составляет $3 млрд в год.

"С началом кризиса ретейлеры стали меньше продавать единиц товара, однако в денежном выражении мы стали превышать показатели прошлого года. Цены магазинов привязаны к ценам закупки, которые в свою очередь номинированы в иностранной валюте. Товар за это время стал дороже от 50% до 90%", - добавил он.

Повышение цен было серьезной проблемой для ретейлеров. При этом, отметил Горевой, многим казахстанским партнерам международных брендов удалось найти общий язык.

"Не все ретейлеры сразу меняли цены после девальвации. Кто-то переклеивал ценники за ночь, а кто-то договаривался со своими торговыми партнерами. Некоторые иностранные компании предоставили казахстанским партнерам скидки для сохранения маржи. Сегодня многие компании работают на пороговой марже, когда уровень накрутки при продаже невысок. Опускать ее ниже среднестатистического уровня на рынке (40%) - будет самоубийством для компании. Однако есть примеры, когда иностранные партнеры не идут на помощь казахстанским партнерам, что приводит к закрытию сетей", - пояснил Горевой.

Кроме того, он прокомментировал попадание Казахстана на четвертое место в рейтинге привлекательных рынков развивающихся стран.

"По критериям оценки привлекательности рынков очень сложно говорить о корректности рейтинга. Но, возможно, какая-то доля истины в этом есть. Нереализованный потенциал у рынка большой. Объем нецивилизованной торговли по-прежнему очень большой и сложно оценивать его долю на рынке. Точных данных сейчас нигде нет. По нашим оценкам, он превышает цивилизованный фешен-ретейл как минимум в 10 раз. Исходя из этого, можно судить о потенциале развития казахстанского цивилизованного ретейла", - заявил он.

По данным комитета по статистике, на начало 2016 года в Казахстане зарегистрировано 746 рынков на 186,6 тыс. торговых мест, общей площадью почти 7 млн кв.м.

В то время как торговых домов и ТРЦ площадью свыше 2 тыс. кв. м в стране насчитывается 234, общая площадь которых - 934,2 тыс. кв. м. Для сравнения, за два года количество рынков снизилось на 4%, в то время как число ТРЦ выросло на 31,4%. 

Наибольшее число торговых центров находится в Алматы (56 ТРЦ 253 тыс. кв. м), Астане (39 ТРЦ 149,3 тыс. кв. м), Карагандинской (25 ТРЦ 87,8 тыс. кв. м), Восточно-Казахстанской (22 ТРЦ 80,6 тыс. кв. м ) и Актюбинской областях (18 ТРЦ 98 тыс. кв. м).

По словам Горевого, структура ретейла меняется очень быстро, однако некоторые факторы сдерживают рост цивилизованной торговли.

"Развитие ретейла может пойти динамичнее, если арендодатели достигнут договоренностей с арендаторами на уровне европейских стандартов, и будут в качестве аренды брать долю от продаж, а не фиксированную ставку. На сегодня около 80% арендодателей пошли на этот шаг, и это в основном регионы. ТРЦ в Алматы и в Астане переходят на процент от продаж неохотно и в своем большинстве сохраняют старые условия. Однако то, что 80% арендодателей изменили условия аренды, позволяет ретейлерам выживать в условиях кризиса", - добавил он.

Однако переход к цивилизованному ретейлу зависит также и от макроэкономических факторов. В условиях кризиса потребительский спрос падает. Если наметившаяся стабильность курса иностранной валюты не сохранится, то, возможно, продажи на рынках и базарах вырастут, в то время как объем рынка фешен-ретейла сократится.

Справка

В 2015 году на одежду было потрачено 510,9 млрд тенге, а на обувь – 165,6 млрд тенге. В сравнении с 2014 годом казахстанцы снизили расходы на одежду на 8,3%, а на обувь увеличили на 1,3%.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.