Падение рубля снизило продажи казахстанских кондитеров на треть

Продажи казахстанских кондитеров упали до 30% в связи с удешевлением российской продукции. Об этом корреспонденту LS сообщили профучастники рынка.

24 февраля 2015 года
Продажи казахстанских кондитеров упали до 30% в связи с удешевлением российской продукции. Об этом корреспонденту LS сообщили профучастники рынка. Снижение продаж, по мнению управляющего директора по маркетингу кондитерской фабрики «Рахат» Олега Плотникова, произошло из-за резкого увеличения ввоза в республику дешевой российской продукции. Напомним, в конце 2014 года из-за девальвации рубля многие товары в соседней стране подешевели. «Из-за снижения цен в тенге на российскую кондитерскую продукцию наши продажи упали до 30% и продолжают снижаться», – прокомментировал он. Вместе с тем отечественных товаропроизводителей, как считает О.Плотников, необходимо поддержать и обеспечить гарантией в розничных продажах внутри страны. В частности, речь идет о предоставлении казахстанским производителям преимущественного права размещения на полках ретейла и оказания рекламной поддержки товарам со знаком «Сделано в Казахстане» через СМИ и телевидение. Стоит отметить, что с аналогичным заявлением выступили представители другой кондитерской фабрики «Баян Сулу». «В правительстве Казахстана пообещали в кратчайшие сроки рассмотреть нашу просьбу относительно гарантированных розничных продаж и, насколько мне известно, этот вопрос активно обсуждается с сетевым ретейлом», – уточнил LS директор по маркетингу и продажам Евгений Конрат. Собеседник LS отметил, что розничные продажи костанайской фабрики по Казахстану снизились в среднем на 20-25%, в то время как экспорт в Россию упал на 60-70%. При этом Е.Конрат признает, что отечественные производители полностью обеспечить внутренний рынок не смогут. «И в этом нет никакой необходимости, так как у покупателя всегда должен быть выбор. Однако мы хотим и готовы увеличить долю отечественной продукции на полках. Для этого у нас есть качественный и конкурентоспособный продукт», – сообщил он. Схожего мнения придерживается и представитель фабрики «Рахат», поскольку мощности отечественных производителей не покрывают потребностей рынка. Для того чтобы быть конкурентными на российском рынке, необходимо субсидирование в части курсовой разницы. «В случае поддержки со стороны государства, например, расширение списка предусмотренных в перечне отечественных товаров и услуг, по которым частично возмещаются затраты экспортеров по их продвижению на внешние рынки, мы сможем увеличить экспортную составляющую до 20% и более», – заметил О.Плотников. Между тем представители розничных сетей сообщили LS о готовности поддерживать отечественных производителей. По словам директора департамента информационных технологий сети «Дастархан» Павла Кляхина, они уже участвуют в программе продвижения отечественных товаров. Так, в магазинах этой сети отечественные продукты будут выделены знаком «сделано в Казахстане». «Мы считаем, что правильно будет выделять товары в определенных группах именно казахстанского производства», – прокомментировал он LS в ходе конференции по ретейлу в Алматы. Однако П.Кляхин отметил, что и до обращения производителей в правительство страны с просьбой предоставить им гарантированные полки в магазинах казахстанские товары всегда присутствовали на прилавках. Но уступали по качеству и ассортименту некоторым импортным аналогам. Ведь отечественные производители представлены не во всех товарных группах. «Очень мало представлены в бытовых и химических отраслях – практически 98% импорта. В пищевой промышленности картина выглядит лучше», –отметил он. Аналогичная ситуация и в других сетях. Так, генеральный директор ТОО «Швабский домик» (сеть супермаркетов «Беккер» – прим. LS) Махмуд Шадиев сообщил, что в непродовольственном секторе очень мало местных брендов. Он также заявил о поддержке инициативы акиматов и правительства по продвижению отечественных товаров. При этом он подчеркнул, что продукт должен быть презентабельными и хорошего качества. «Ни одна сеть от хорошего продукта не откажется. Никто никогда не ограничивал и не дискриминировал местного производителя. Наоборот, мы стараемся заполнить прилавки отечественными товарами, поскольку заинтересованы в продаже свежих продуктов в своей сети. Поэтому у нас только местные производители пользуются приоритетом», – подчеркнул М.Шадиев. Касательно просьбы местных кондитеров М.Шадиев отметил: «У нас «Баян Сулу» и «Рахат» стояли на одном прилавке. «Рахат» стал продаваться лучше и, естественно, он пошел на лучшую полку. Мы за это денег не берем. Просто мне, как сетевику, надо, чтобы клиент получил тот продукт, который хочет. Продажи «Рахата» у нас в сети выше, чем импортных конфет. То есть то, что продукция "Рахата" находится на лучших полках, продиктовано рынком и высоким качеством самого продукта. Поэтому «Баян Сулу», прежде чем с высокой трибуны обращаться за помощью к сетевикам, надо в первую очередь подумать о своем продукте». Между тем представитель фабрики «Баян Сулу» Е.Конрат заявил, что постоянно ведется работа по продвижению продукции на рынки ближнего и дальнего зарубежья, результатом деятельности которой является ежегодное увеличение объемов продаж на экспорт. Так, по его данным, в 2014 году доля экспорта составила 35% от общего объема продаж. Среди стран – импортеров продукции – Россия, Беларусь, Германия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Китай и Монголия. При этом Россия - крупнейший импортер кондитерской продукции. Однако экономическая ситуация в РФ внесла свои коррективы в работу многих казахстанских предприятий, в том числе и предприятия "Баян Сулу". Поэтому пока увеличение доли экспорта в страны ЕС или ТС в фабрике не планируют, поскольку для этого нет благоприятной экономической почвы. «Наша продукция завоевала признание как простых потребителей, так и специалистов во многих странах мира, в том числе и европейских. Единственное, в чем мы не можем конкурировать, так это в возможностях проведения рекламных и промомероприятий. К сожалению, у нас нет многомиллионных бюджетов на рекламу и трейд-маркетинг», – сообщил Е.Конрат.

Асель Маратова

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.