Нужно начать брать ответственность за топливный коллапс - эксперты

По мнению участников рынка, никто не хочет принимать на себя вину

11 октября 2017 года
    

В Казахстане ежегодно возникают проблемы на рынке ГСМ из-за того, что никто не хочет брать на себя ответственность за топливный коллапс. Такое мнение LS высказали казахстанские эксперты.

Они добавили, что независимо от решения данного вопроса цены на бензин продолжат расти.

Эксперт в нефтяной отрасли Сергей Смирнов спрогнозировал, что рынок светлых нефтепродуктов придет к балансу в середине 2018 года, когда будет окончательно завершена модернизация нефтеперерабатывающих заводов и решится вопрос с поставками на них сырья.

"Однако я боюсь, что даже после ремонта проблемы с поставками не будут исправлены. Сейчас у нас перерабатываются около 14,5 млн тонн черного золота. Обещали нарастить глубину до 17,5 млн тонн. Вопрос: где возьмут дополнительные 3 млн тонн? Да, говорилось о дополнительных объемах добычи. Но они будут в основном с трех месторождений - Карачаганак, Тенгиз и Кашаган, на которых работают по соглашению о разделе продукции. Инвесторам невыгодно поставлять на внутренний рынок, потому что продажи будут по более низким ценам. Также бизнесменам придется платить НДС. За рубеж нефтяники продают дороже, плюс им возвращают НДС", - заметил Смирнов.

Специалист отметил, что в сложившейся ситуации на рынке ГСМ виноваты управленцы энергетического сектора. Он напомнил, что комплексный план модернизации всех трех заводов был принят в 2009 году.

"Согласно ему, все три завода должны были заработать на полную мощность в 2015 году. Как видим, все планы сорваны. И никто не хочет за это отвечать. Кроме того, акиматы должны контролировать уровень топлива на базах. Судя по тому, что у нас внезапно случается нехватка бензина, они или не мониторят эту фильтрацию, или не знают, чем занимаются. Акиматы должны следить за запасами нефтепродуктов на хранилищах и в случае падения объемов, тут же бежать в министерство и договариваться о поставках", - пояснил он.

Собеседник LS добавил, что такая ситуация случается ежегодно. При этом, по словам Смирнова, тут же растут цены на нефтепродукты.

"Напрашивается вывод, что заинтересованные лица получают свой дополнительный доход. Иначе давно была бы проработана методика. Ведь с учетом плановых ремонтов завода можно ведь все проработать", - заметил Смирнов.

Он добавил, что стоимость бензина в любом случае будет расти, пока не достигнет уровня российских цен к моменту создания общего энергетического рынка ЕАЭС в 2025 году.

"Иначе наше правительство будет дальше заявлять, что у нас дешевый бензин, который утекает за рубеж. Хотя это слабый аргумент, потому что в бензобаках много не увезешь, а большими партиями продавать бензин класса ниже Евро 4, а у нас в основном Евро 2, в России запрещено", - заключил экономист.

Доктор делового администрирования Ерлан Ибрагим также отметил, что рынок нефтепродуктов лихорадит каждую весну и осень. При этом цены растут независимо от того, какие котировки на нефть устанавлияются.

"Причем очередной кабинет готов обвинить в этом кого угодно. Сфера нефтепродуктов, как и любая другая, формируется на рыночных принципах, а именно на балансе спроса и предложения. При текущем объеме производства у нас всегда будет дефицит. Импорт в силу разных причин дороже и как показывает ситуация в экономике скорее всего продолжит дорожать. Соответственно, мы постоянно будем иметь растущий тренд", - пояснил Ибрагим.

Собеседник LS добавил, что усугубляет ситуацию тот фактор, что казахстанский рынок ГСМ представляет собой классическую олигополию. По словам Ибрагима, как правило, на таких рынках ситуацию диктуют монополисты.

"Мне смешно, что у нас за повышение цен наказывают АЗС. После последних событий с увольнениями, выговорами и покаяниями цены скорее всего устаканятся. В каком коридоре, пока сказать трудно, но думаю, что скорее всего цена будет выше 150 тенге. Уже в ближайшие дни острая фаза спроса, связанная с уборкой, должна сойти. Но, как мне кажется, фундаментальные причины для дальнейшего роста цен останутся. Существующие НПЗ никогда не смогут полностью обеспечить рынок нефтепродуктами. Импорт дорогой и, как уже сказал, в силу ряда причин будет дорожать. Таким образом, в ближайшее время мы будем иметь традиционные фазы "весна" и "осень", когда цены будут иметь причины для роста", - заключил Ибрагим.

Глава Ассоциации независимого автобизнеса Тимур Жаркенов посчитал, что на рынке не совсем рыночные условия. Однако с учетом жесткой реакции со стороны премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, по словам Жаркенова, вопрос дефицита решится достаточно быстро.

"Если же касаться в целом вопроса возникновения дефицита, тогда тут играют интересы очень крупных игроков, в связи с этим системного решения пока нет. При этом, на мой взгляд, возможность обеспечения бензина с помощью казахстанских НПЗ зависит от контроля ответственных структур. Это на практике показывает большие сложности", - пояснил Жаркенов.

Он отметил, что если системно решать вопросы покрытия казахстанского рынка ГСМ, то нужно отходить от действующей системы административно-командного регулирования, децентрализации переработки нефти в бензин. Также нужно создать возможности для выработки понятных правил игры для малого производства и создать рыночные условия для ценообразования. 

Между тем председатель сената Касым-Жомарт Токаев высказал мнение, что проблему дефицита и удорожания ГСМ правительство должно решить системно и окончательно на основе качественного анализа тревожной ситуации.

Напомним, ранее  в министерстве энергетики сообщили, что ожидают напряженную ситуацию на отечественном рынке ГСМ на протяжении октября. Ранее в ряде автозаправок Казахстана выросли цены на бензин. АИ-92 стал продаваться по 150 тенге за литр. В связи с этим LS опубликовал информацию о том, сколько бензина можно купить на среднюю зарплату в Казахстане и ЕАЭС.

Тем временем в нацкомпании "КазМунайГаз" спрогнозировали, что АИ-92 может подорожать до 157 тенге. После чего министр энергетики Канат Бозумбаев заявил о возможном снижении цен на топливо. Он объяснил, при каких условиях это будет возможно. Также во время заседания правительства Бозумбаев объяснил, почему, по его мнению, в стране нет дефицита топлива. Однако данные объяснения не удовлетворили премьер-министра Бакытжана Сагинтаевапосле чего он сообщил, что направит на имя президента Нурсултана Назарбаева представление об объявлении выговора министру энергетики. Кроме того, Сагинтаев поручил председателю правления "Самрук-Казына" Умирзаку Шукееву принять меры по наложению дисциплинарного взыскания в виде выговора председателю правления "КазМунайГаз" Сауату Мынбаеву за ненадлежащее исполнение свои обязанностей. Также был снят с должности вице-министр энергетики Асет Магауов и поручено принять меры по прекращению полномочий заместителя председателя правления национальной компании "КазМунайГаз" Данияра Берлибаева

Позже президент Нурсултан Назарбаев объявил Бозумбаеву выговор.

Между тем казахстанские АЗС были оштрафованы на 960 млн тенге.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.