Как не разориться на покупке франшизы в Казахстане

Предприниматель рассказал об ошибках казахстанских франчайзи

26 мая 2017 года

Как не оказаться в проигрыше при открытии бизнеса по франшизе и на что нужно в первую очередь обращать внимание при выборе бренда? Своим опытом с LS поделился основатель сети ювелирных магазинов Зупар Мурзахметов.

Начинающим предпринимателям при работе с иностранными сетями он посоветовал для начала изучить рынок. 

"Я купил российскую ювелирную франшизу в 2011 году. Бизнес был организован пятью крупными производителями. Они давали товарную комиссию. Никаких паушальных взносов, никаких роялти. Но, столкнувшись с множеством проблем, я понял: пока ты не изучил рынок, покупать франшизу не стоит", - рассказал Мурзахметов, выступая на встрече палаты предпринимателей города Алматы Franch Day.

Инвестировав $50 тыс. в товар, он столкнулся с отсутствием спроса на продукцию. Тяжелый период затянулся на два года. По его словам, аналогичная ситуация произошла и у других франчайзи. Одной из причин неудачи он называет тот факт, что ассортиментная матрица, предлагаемая производителями, была не продумана и заводы просто сбыли предпринимателям залежавшийся товар. 

Перед тем, как приобрести франшизу, бизнесмен рекомендует внимательно изучать условия договора и обязательно закреплять сделку юридически.

"То, что вы купите франшизу, получите готовый работающий бизнес и сможете отдыхать - это миф. Такого не бывает. Придется много работать. По крайне мере на этапе становления бизнеса", - добавил Мурзахметов.

Исходя из его наблюдений, большинство казахстанских предпринимателей не готовы работать по правилам франшизы.

"Если вы хотите заключить сделку – принимайте все правила. Есть определенная модель, при соблюдении которой бизнес будет работать. Люди уже прошли все шаги организации бизнеса и все прописали в условиях франшизы. Нужно их просто соблюдать. Если вы их нарушаете – ничего не получится. Казахстанские же бизнесмены в большинстве своем считают, что они умнее, и делают по-своему", - заявил он.

Также предприниматель рассказал, что наиболее перспективные в Казахстане франшизы связаны с экологичными продуктами питания и здоровым образом жизни.

"У людей есть стремление есть полезную пищу, заниматься спортом. Это мировые тренды, и они будут развиваться дальше, в том числе в Казахстане", - уточнил он.

Отвечая на вопросы LS о рынке ювелирных изделий, он пояснил, что 95% продаж проходят через серый рынок и все попытки обозначить общую сумму субъективные. 

Однако с уверенностью можно сказать, что отрасль сильно пострадала в кризис, и казахстанцы в стремлении сэкономить урезали расходы на украшения.

"С 2014 года покупательская способность стала падать (в среднем на 20%). Самый пик продаж у нашей сети был в 2014 году. Это отражается на среднем чеке и на объеме продаж. Если раньше это были 11 тыс. тенге, то сейчас порядка 7 тыс. тенге", - уточнил он.

Кроме того, в секторе сильно изменился показатель маржинальности. Если несколько лет назад накрутка на масс-маркет составляла 200-300%, а в luxury-сегменте еще выше, то сейчас в среднем маржа составляет 100-120%, а у дискаунтеров - 50-60%.

Ранее LS писал о том, что теневой рынок ювелирных изделий в Казахстане составляет 90%. По словам экспертов,  кризис на ювелирном рынке  затянется до 2019 года. Крупные производители изделий из драгоценных металлов не ожидают увеличения спроса в ближайшие два года.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.