Казахстану нужно попытаться выйти на рынки соседних стран с собственным бензином, вместо того, чтобы отказываться от идеи строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), считает председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов, передает LS.
"Конечно, точных данных нет, но в Киргизию экспортировать можно до 500 тыс., в Таджикистан примерно еще 300 тыс., в Афганистан еще 300 тыс., в Монголию - 200 тыс. Итого, не считая Россию, можно экспортировать 1,3 млн тонн", - считает Г.Хусаинов.
По подсчетам Г.Хусаинова, казахстанский дефицит к 2020 году составит примерно около 1 млн тонн, итого 2,3 млн тонн. "Если выход бензина будет на уровне 40%, то мощность завода должна быть около 6 млн тонн, то есть примерно еще один Шымкентский НПЗ. А что будет с потреблением в 2030 году, снова будем думать, где взять бензин? А может не боятся конкуренции и сразу строить с мощностью 10 млн тонн, чтобы позаботиться о будущем поколении", - сообщает он.
Как уточнил LS эксперт, казахстанский бензин в указанных странах будет востребованным. "Российский рынок нужно будет брать ценой. Цены у нас образуются рыночным путем, и никто не запретит продавать бензин дешевле", - замечает Г.Хусаинов.
В свою очередь, директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов отмечает, что казахстанские внутренние цены на ГСМ в настоящее время ниже, чем у ближайших соседей республики и, на первый взгляд, экспортировать выгодно. Однако он называет ряд препятствий: неполное обеспечение внутреннего рынка, запрет на экспорт бензина и газойля, сложности с транзитом через Узбекистан.
"Первое препятствие снимается за счет строительства нового НПЗ, второе - если будут покрыты собственные потребности, третье - после вывода войск НАТО из Афганистана. А они, наверное, выйдут к моменту окончания строительства нового НПЗ", - считает Ж.Ахметов.
Напомним, что о возможном отказе от строительства четвертого НПЗ в Казахстане в ходе нефтегазовой конференции Kioge заявил вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев. "По строительству четвертого НПЗ в 2022 году, такой информации у нас нет. Поэтому вопрос строительства четвертого НПЗ необходимо изучать уже сейчас. Соответствующие экономические изучения уже проводятся", - сказал М.Мирзагалиев, добавив, что более целесообразным, по его мнению, было бы не строительство нового НПЗ, а расширение мощностей шымкентского завода.