Казахстанскому ретейлу советуют сделать прививку от монополии

Укрупнение ретейла может ударить по малому бизнесу

7 декабря 2017 года
    

Задачей государства должно стать сохранение всех форматов торговли в естественном виде без появления двух-трех крупных игроков. Об этом LS в рамках форума Exim Big Deals заявил исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.

Как подчеркнул спикер, мелкие торговцы также должны иметь право на жизнь.

"В России мы видим поглощение семимильными шагами региональных сетей федеральными. В скором времени может остаться три торговых сети, с которыми вести диалог может быть очень сложно. Технологию захода федерального ретейлера в новые регионы мы называем стратегией выжженной земли. Открываются крупные торговые точки, идет жесткий демпинг цен. Местный ретейл не может противостоять и закрывается, а когда остается, например, одна сеть, федеральный игрок повышает цены. В Казахстане следует не допустить доминирования монополиста. Да, с одной стороны это благо для покупателя, который получает низкие цены, но это вымывает разнообразие продуктов питания и сводит все к одному или двум поставщикам. Нужно сохранить разнообразие – чтобы фермер произвел, например, козий сыр и принес его в магазин. Покупатель будет на любой продукт. Но когда форматов становится меньше - альтернативная розница (рынки, ярмарки, мобильные павильоны) сокращается семимильными шагами. В Алматы я приезжаю уже третий год подряд и хочу отметить, что здесь пока все форматы торговли сохранены", - пояснил он.

Впрочем, по его словам, укрупнение и монополизация бизнеса - это мировой тренд. Поэтому следует уделить сохранению разнообразия в данном сегменте особое внимание.

По мнению основателя магазинов Econom Market Евгения Ишина, казахстанский бизнес нужно поддерживать и развивать, чтобы защитить рынок от экспансии зарубежных гигантов.

"Если завтра откроется в Казахстане "Ашан", имея собственную логистику и прямые контракты с производителями, он похоронит 90% всей дистрибуции в стране. Так как они имеют контракты, с 35-40% разницы между ценой покупки и продажи. Если сейчас государство будет также отворачиваться от ретейла, как это было всегда, то повторится ситуация как в Южной Африке, когда сеть Walmart спокойно представляла интересы во всей стране и похоронила весь местный ретейл, потому что власти не поддерживали местные сети", - заявил Ишин.

Однако коммерческий директор "Скиф-Трейд" Демид Самошкин уверен, что выход иностранных сетей будет местному ретейлу только на пользу.

"Ашан" очень страшно рисуют: зайдет и похоронит всех. Недавно заходила французская крупная сеть – Carrefour. Но она уже удачно ушла. Также есть примеры – "Вестер", "Пятерочка", Metro Cash&Carry (которая заходила с большим пафосом). Не стоит забывать, что Казахстан - это пять Франций, и что Ашану построить здесь логистику будет стоить много денег. Мы, ретейл, наоборот, ждем появления новых игроков. Хочешь играть лучше – играй с сильным соперником. С коллегами и партнерами у нас складываются очень теплые отношения. В Казахстане есть понятие менталитета. Мы договариваемся чаще, просто пожав руку, а не так, как заходят иностранные компании. Поэтому пугать нас не нужно. Мы будем ждать и радоваться, когда зарубежные сети придут к нам наконец-то", - резюмировал Самошкин. 

Ранее LS писал, что, по мнению российских ретейлеров, в Казахстане практически отсутствует конкуренция между торговыми сетями. Аналогичная ситуация происходила в России лет 10 назад.

Кроме того, казахстанские ретейл-компании предложили правительству инициировать ряд мер господдержки, которые помогут вырасти торговому сектору. В частности, предприниматели попросили предоставить доступ к дешевому финансированию, а также содействие в решении земельных вопросов. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.