Профучастники ретейл-рынка заявили, что в Казахстане практически отсутствует конкуренция между торговыми сетями, передает LS.
В ходе саммита Retail business Kazakhstan 2017 представитель российской торговой сети "Светофор" (недавно появилась в северных регионах страны) Андрей Подданец поделился своим опытом по работе на локальном рынке.
"Когда мы вышли на рынок Казахстана, у нас сложилось ощущение, как когда ты второй раз женился на молодой жене. Проблемы и процессы тут происходят те же, что были в России лет 10 назад", - заявил Подданец.
По его словам, казахстанский ретейл находится в тепличных условиях по сравнению с российским.
"Конкуренции в Казахстане нет. Тогда как в России мы стоит дверь в дверь и пытаемся найти самые нестандартные решения для привлечения покупателей. В Казахстане мы можем пока побаловаться игрой с форматами, пока сюда не вышли крупнейшие российские сети", - заявил он.
Кроме того, подчеркнул он, профучастники на местном рынке получают высокую маржинальность, тогда как их представительства в России удовлетворены при 1-1,5% прибыли. Озвучая стратегию, Подданец пояснил, что в планах компании максимально охватить весь рынок страны, который пока ощупывается и изучается ими. При этом собеседник отметил, что трудности возникают на этапе сотрудничества с местными производителями.
"Мы хотим продавать казахстанскую продукцию и предлагаем им начать продажи в российских филиалах, а это более 600 магазинов. Но пока не договорились по цене", - добавил Подданец .
Основатель торговых сетей "Вкусная корзинка" и "Ромашка" Алмаз Альтаев на рынке фуд-ретейла появился недавно. Однако и он утверждает, что конкуренция в Казахстане у торговых сетей небольшая и условия для развития очень хорошие.
"В 2014 году мы открыли свой первый магазин в Таразе. В первый же день вместо ожидаемого оборота в 600-700 тыс. тенге в день, мы выстрелили на 1,8 млн тенге, а средние продажи позже составили около 1 млн в день. За сутки мы делали более одной тысячи покупок, а средний чек составлял чуть более 900 тенге. И мы поняли сразу же, что это отличный бизнес и его нужно развивать", - заявил Альтаев.
Однако к выходу в регион республиканских сетей он все же готовится и учитывает эту возможность при выборе стратегии развития.
"Главное в открытии магазина в регионах - это локация, а у крупных сетей, например Magnum, торговая площадь, как правило, большая и они не смогут открыть магазин в центре города. Поэтому наша стратегия развития в ближайшие годы – забить места с самым большим трафиком", - добавил он.
В свою очередь коммерческий директор торговой сети Magnum Cash&Carry Яков Фишман заявил, что отсутствие свободных площадей в регионах для них не проблема.
"Вы считаете, что Magnum или Small не смогут найти торговую площадь в вашем городе? Но ни у Small, ни у нас просто пока нет фокуса на ваш регион. Когда он появится, мы можем посреди города снести два или три дома (жилых, коммерческой недвижимости или ветхих строений) и встать", - заявил Фишман.
К тому же он заявил, что при достаточной плотности рынка торговым сетям будет комфортно сосуществовать с конкурентом даже в непосредственно близости. По его словам, оглядываться нужно не на коллег, а на базары, которые являются главными конкурентами цивилизованных сетей и заниматься переманиваем покупателей с городских рынков, все еще достаточно популярных в Казахстане.
Ранее профучастники заявляли, что республиканские торговые сети отстают от российских на 10 лет. Кроме того, они заявили, что нуждаются в поддержке государства, в частности в выделении субсидий, обеспечении государственных гарантий.