Профучастники рынка розничной торговли отмечают низкий уровень развития торговых сетей в Казахстане, передает LS.
По мнению генерального директора Mugnum Cash&Carry Александра Гарбера, Казахстан отстает от России на 10 лет.
"В стране недостаточное количество супермаркетов. Кроме того, у торговых сетей часто существуют проблемы с внутренним менеджментом. Зачастую наблюдаются проблемы внутри сети. Это очень сложный бизнес, и многие не могут организовать внутренние процессы", - заявил Гарбер.
По его словам, после курсовых колебаний на рынке розничной торговли наблюдается изменение структуры предпочтений потребителей.
"Люди уходят в дискаунтеры и на открытые рынки. Супермаркеты в сложившейся ситуации проседают, потому что у них более высокие наценки. Люди очень серьезно начинают считать деньги и искать, где тот же самый товар можно купить дешевле", - пояснил он.
При этом глава торговой сети считает, что на рынке большие перспективы для развития цивилизованного фуд-ретейла.
"Население Беларуси в два раза меньше (около 9 млн человек), чем в Казахстане (17 млн человек), а обороты торговых сетей почти такие же, как у нас. Дело в том, что в Беларуси порядка 78% оборота розничной торговли проходит через торговые сети, тогда как в Казахстане этот показатель составляет (по разным данным) от 10%, то 20%. При этом оборот розничной торговли постоянно растет", - добавил он.
По данным эксперта, наличие торговых площадей на 1 тыс. человек в Алматы в 2015 году составляло 250 кв. метров. Данный показатель соответствует уровню таких городов, как София, Бухарест, Киев, но отстает от Москвы и Санкт-Петербурга (450 кв. метров на 1 тыс. человек). По его мнению, это говорит о серьезном потенциале развития ретейла в Алматы.
"Наиболее перспективные направления по фуд-ретейлу – сетевые магазины у дома, сетевые магазины food'n'go. Иностранные гипермаркеты Auchan, Carrefour, Real, Zelgrose, думаю, что в ближайшее время зайдут на рынок", - заявил Гарбер.
Ранее LS писал о том, что в Казахстане снизился объем розничной торговли. При этом продажи крупных торговых сетей сократились на 9%.
Справка
По данным комитета по статистике, в Казахстане объем розничной торговли за 10 месяцев 2016 года составил 6 трлн тенге. На малые предприятия торговли (численностью до 100 человек) приходится 76,1% (4,6 трлн тенге), в том числе на городские рынки - 46,1% (2,8 трлн тенге). Тогда как средние предприятия (численность от 101 до 250 человек) наторговали 7,6% общей выручки розничных сетей (461,9 млрд тенге), а крупные (свыше 251 человек) - 16,3% (987,7 млрд тенге).