Казахстан пока не принял решение о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Об этом заявил министр энергетики Канат Бозумбаев, передает корреспондент LS.
При этом министр подчеркнул, что в ближайшее время появление нового НПЗ не ожидается.
"Чтобы всем было понятно, четвертый НПЗ пока строиться не будет. Почему? Потому что "КазМунайГаз" привлек две мировые компании для анализа, и мы по результатам уже доложили правительству, что благодаря проведенной модернизации у нас есть хороший лаг до 2026-2027 года точно", – заявил он.
В качестве еще одного аргумента Бозумбаев привел расчеты, что ожидаемая газификация коммунального транспорта позволит экономить дизельное топливо примерно на 450-500 тыс. тонн.
"Примерно до 2030 года новые мощности для внутреннего рынка нам будут не нужны. Но все зависит от темпов роста экономики и уровня потребления, который мы будем жестко мониторить. Как только основное внутреннее потребление нефтепродуктов достигнет 10,5 млн тонн, тогда и нужно будет принимать решение о строительстве НПЗ, понимая, что не менее пяти лет для этого необходимо. Поэтому по четвертому НПЗ, который правительство должно построить в ближайшие годы, по нему решения нет", – разъяснил ситуацию Бозумбаев.
Также, по информации главы Минэнерго, в нефтеперерабатывающей отрасли завершена модернизация НПЗ, которая была начата в 2010 году.
"Сегодня обеспеченность рынка отечественным бензином и дизтопливом качества К-4, К-5 на уровне 100%. Задача – открыть экспорт наших нефтепродуктов, над которой мы уже работаем. А для недопущения роста цен на дизтопливо, снижения рисков его дефицита проработаны меры по временному запрету на его вывоз в Россию и Кыргызстан", – уточнил он.
Кроме того, Бозумбаев напомнил, что после завершения модернизации Атырауского НПЗ начат выпуск бензола и параксилола, ориентированных на экспорт. В этом году было произведено 14 тыс. тонн, а в 2019 году планируется выпуск до 600 тыс. тонн.
"Полностью обеспечена внутренняя потребность автодорожной отрасли в нефтяном битуме, производство которого составило 822 тыс. тонн (12% к 2017 году). За два года рост производства битума увеличен в два раза", – резюмировал он.
Стоит отметить, что тема строительства четвертого НПЗ поднималась неоднократно. Причем в 90-х на новое производство в Актау было выделено $34 млн, но проект был заморожен из-за отсутствия средств. Позже несколько раз предлагалось разморозить строительство из-за близости к месторождению.
В 2010 году новый завод оценивался в $6 млрд, а модернизация трех действующих производств – в $3,5 млрд. В итоге планы по новому НПЗ были отложены на долгий срок.
В конце 2017 года из-за бензинового дефицита в Казахстане вопрос строительства четвертого НПЗ снова был поднят. Причем в январе 2018 года министр энергетики сообщил, что Казахстану необходимо новое производство. Позже президент Нурсултан Назарбаев предложил правительству проработать вопрос строительства четвертого НПЗ с нефтегазовыми компаниями, такими как "Тенгизшевройл". До этого Назарбаев отмечал, что строительство может обойтись в $2 млрд, и добавил, что половину могут оплатить китайские инвесторы.
Между тем мощность четвертого НПЗ может достигнуть 6 млн тонн. Объем переработки первой очереди составит 3 млн тонн. Он пояснил, что рабочая группа для разработки предварительного технико-экономического обоснования уже создана.
По мнению экспертов, строительство четвертого НПЗ может обойтись почти в $9 млрд. А вице-министр энергетики Болат Акчулаков назвал LS примерную стоимость строительства четвертого НПЗ.