В Казахстане вновь отложили сроки строительства четвертого НПЗ

Глава Минэнерго уверен, что Казахстан пока не нуждается в дополнительном топливе 

26 декабря 2018 года
    

Казахстан пока не принял решение о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Об этом заявил министр энергетики Канат Бозумбаев, передает корреспондент LS.

При этом министр подчеркнул, что в ближайшее время появление нового НПЗ не ожидается.

"Чтобы всем было понятно, четвертый НПЗ пока строиться не будет. Почему? Потому что "КазМунайГаз" привлек две мировые компании для анализа, и мы по результатам уже доложили правительству, что благодаря проведенной модернизации у нас есть хороший лаг до 2026-2027 года точно", – заявил он.

В качестве еще одного аргумента Бозумбаев привел расчеты, что ожидаемая газификация коммунального транспорта позволит экономить дизельное топливо примерно на 450-500 тыс. тонн.

"Примерно до 2030 года новые мощности для внутреннего рынка нам будут не нужны. Но все зависит от темпов роста экономики и уровня потребления, который мы будем жестко мониторить. Как только основное внутреннее потребление нефтепродуктов достигнет 10,5 млн тонн, тогда и нужно будет принимать решение о строительстве НПЗ, понимая, что не менее пяти лет для этого необходимо. Поэтому по четвертому НПЗ, который правительство должно построить в ближайшие годы, по нему решения нет", – разъяснил ситуацию Бозумбаев.

Также, по информации главы Минэнерго, в нефтеперерабатывающей отрасли завершена модернизация НПЗ, которая была начата в 2010 году.

"Сегодня обеспеченность рынка отечественным бензином и дизтопливом качества К-4, К-5 на уровне 100%. Задача – открыть экспорт наших нефтепродуктов, над которой мы уже работаем. А для недопущения роста цен на дизтопливо, снижения рисков его дефицита проработаны меры по временному запрету на его вывоз в Россию и Кыргызстан", – уточнил он.

Кроме того, Бозумбаев напомнил, что после завершения модернизации Атырауского НПЗ начат выпуск бензола и параксилола, ориентированных на экспорт. В этом году было произведено 14 тыс. тонн, а в 2019 году планируется выпуск до 600 тыс. тонн.

"Полностью обеспечена внутренняя потребность автодорожной отрасли в нефтяном битуме, производство которого составило 822 тыс. тонн (12% к 2017 году). За два года рост производства битума увеличен в два раза", – резюмировал он.

Стоит отметить, что тема строительства четвертого НПЗ поднималась неоднократно. Причем в 90-х на новое производство в Актау было выделено $34 млн, но проект был заморожен из-за отсутствия средств. Позже несколько раз предлагалось разморозить строительство из-за близости к месторождению.

В 2010 году новый завод оценивался в $6 млрд, а модернизация трех действующих производств – в $3,5 млрд. В итоге планы по новому НПЗ были отложены на долгий срок.

В конце 2017 года из-за бензинового дефицита в Казахстане вопрос строительства четвертого НПЗ снова был поднят. Причем в январе 2018 года министр энергетики сообщил, что Казахстану необходимо новое производство. Позже президент Нурсултан Назарбаев  предложил правительству проработать вопрос строительства четвертого НПЗ с нефтегазовыми компаниями, такими как "Тенгизшевройл". До этого Назарбаев отмечал, что строительство может обойтись в $2 млрд, и добавил, что половину могут оплатить китайские инвесторы.

Между тем мощность четвертого НПЗ может достигнуть 6 млн тонн. Объем переработки первой очереди составит 3 млн тонн. Он пояснил, что рабочая группа для разработки предварительного технико-экономического обоснования уже создана.

По мнению экспертов, строительство четвертого НПЗ может обойтись почти в $9 млрд. А вице-министр энергетики Болат Акчулаков назвал LS примерную стоимость строительства четвертого НПЗ. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.