Казахстанские торговые центры вынуждены подстраиваться под зарубежные бренды

Представители торговых центров объяснили, чего ждут от арендаторов

14 марта 2017 года
    

Казахстанские торговые центры (ТЦ) вынуждены поощрять появление международных брендов, считает главный исполнительный директор Retail Space.kz Ержан Уразбаев. Своим мнением он поделился на Central Asia Fashion Spring 2017, передает LS.

Он пояснил, что перед тем, как зайти на казахстанский рынок, иностранные компании требуют создание хороших условий.

"Мы вынуждены плясать под них, потому что без этих брендов торговые центры не будут интересны посетителю. Без KFC, Hardees, LC Waikiki, Zara в ТЦ зайдет гораздо меньше людей", - заметил Уразбаев.

В свою очередь директор группы компаний ARCADA Руслан Ерекешев добавил, что те арендаторы, которые создают ТЦ трафик, всегда получают больше преференций.

"Есть те ретейлеры, которые пользуются потоком людей, а есть те, кто создают этот поток. Для вторых мы всегда предоставляем льготы и скидки независимо от того, зарубежная это компания или казахстанская. Например, предлагаем оплачивать аренду с процента от продаж", - заметил собеседник LS и добавил, что в крупных городах уже много брендов работают на проценте.

Тем временем Уразбаев затронул основную проблему, которая мешает ретейлерам начать сотрудничать с торговыми центрами. Он пояснил, что у продавцов непрофессиональный подход к заходу на рынок.

"Если пять лет назад торговые центры не заморачивались по поводу концепции, то сейчас потребитель требует качественного предоставления продукта. Поэтому девелоперы просят от ретейлеров информацию о том, какая у них аудитория, какой поток планируется, какая концепция у продукта. Однако в 70-80% случаев продавцов просто спрашивают по аренде и не предоставляют общего видения их работы. Продавцы должны отойти от этой схемы и научиться видеть свой концепт, а также привлекать покупателей", - заметил он.

Уразбаев добавил, что в 2016 году с казахстанского рынка ушло много компаний, как местных, так и зарубежных. Причинами являлись нестабильная экономика в стране, непрофессионализм, плохой риск-менеджмент.

"Было такое, что компания сделала ремонт или закупилась на $1 млн, а потом произошла девальвация. После такого удара невозможно окупиться. В период с 2014 по 2016 год было много уходов и сокращений продаж. Однако рынок более менее устаканился, поэтому в 2017 году крупных потерь не ожидается. Также покупательская способность должна возрасти, что положительно скажется на работе ретейлеров", - объяснил собеседник LS.

Он вернулся к теме плохого менеджмента и отметил, что среди местных ретейлеров профессиональных на рынке всего два-три. Остальные пока оставляют желать лучшего.

Его позицию поддержала директор по развитию ТРЦ "Таир", "Абзал" в Караганде Екатерина Синицина. Она пояснила, что казахстанские продавцы заходят в торговые центры с устарелой позицией.

"Я запрашиваю про концепцию, бизнес-план, окупаемость – задаю те вопросы, на которые любой должен ответить, не задумываясь. Но мне отвечают: "Мне бы просто по аренде уложиться в эту сумму". Такой подход провальный, поэтому торговые центры не спешат давать зеленый свет подобным арендаторам. Поэтому считаю, что нужно развивать данный вопрос", - заметила Синицина.

Она поделилась своим опытом поддержки собственных арендаторов, когда их компания разработала виртуальный торговый центр. Пользуясь интернет-площадкой, покупатель мог пройтись по карагандинской площадке, зайти в магазины и купить нужные вещи.

"Мы предложили своим арендаторам за 20 тыс. тенге в месяц выставлять свою продукцию. Но среди них согласились всего 5%. Несмотря на это наша онлайн-площадка увеличила поток покупателей. Из этого следует вывод, что нашим продавцам пора выходить из устаревших понятий и постоянно развиваться", - заключила она.

Напомним, как сообщал ранее LS, казахстанские ретейлеры в регионах уже перешли из фиксированной арендной ставки к проценту с продаж. Однако в сентябре 2016 года многие ТЦ не переходили на такой вид оплаты из-за высокой доли теневого оборота на рынке фешен-ретейла.

Между тем, согласно исследованию Nielsen Kazakhstan, 74% жителей страны вошли в режим экономии. Из них порядка 58% начали меньше тратить на одежду.

Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.