В Казахстане предложили ввести категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования, передает LS.
Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов назвал ситуацию в автодорожной отрасли тревожной.
"Выявлены в результате аудита существенные системные недостатки, требующие незамедлительных решений. Всего за последние четыре года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено порядка 1,9 трлн тенге. По данным аудита, доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72%", – заявил он.
При этом ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд тяжеловесных машин с нарушением разрешенной массы, пояснил он.
"Эта проблема существует и никак не решается долгие годы по причине лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции госорганов. Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений. Нужен категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования. И ужесточение ответственности за причиняемый ущерб государству", – считает Смаилов.
Более того, по его словам, ухудшению состояния дорог способствует реализация проектов по среднему ремонту, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы.
"Установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства. Имеет место затягивание сроков их реализации. Это привело к потерям республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов, к удорожанию проектов на 294 млрд тенге, к оплате НК "КазАвтоЖол" 21 млрд тенге неподтвержденных понесенных затрат. Не проводится оценка достигнутых эффектов от привлеченных средств под гарантию государства. Себестоимость таких проектов на предмет возможного удешевления не анализируется. К примеру, стоимость 1 км дорог за счет гарантированных займов выше стоимости строительства за счет бюджетных средств в среднем в три раза", – пояснил глава ВАП.
Дефицит строительных материалов и их низкое качество, по его словам, также отражаются как на себестоимости строительства и ремонта дорог, так и на своевременности реализации проектов автодорожной отрасли.
"Проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог недостаточно эффективно. Сохраняется остаточный принцип финансирования работ по текущему содержанию дорог. За последние четыре года в среднем 67% от норматива. Имеет место недоукомплектованность НК "КазАвтоЖол" дорожно-эксплуатационной техникой, необходимой для содержания автодорог республиканского значения. По каждому недостатку выработаны конкретные поручения и рекомендации. Они будут на жестком контроле до полного исполнения", – резюмировал Смаилов.
Ранее в ВАП сообщали, что "Қазақстан темір жолы" не способна оплачивать свои обязательства и находится в красной зоне кредитного риска.