Тренд трансформации торговли из городских рынков в торговые сети добрался и до Казахстана, однако развивается крайне медленно, передает LS.
По словам менеджера по развитию бизнеса AC Nielsen Kazakhstan Актолкын Берсебаевой, в соседней России этот процесс прошел гораздо быстрее.
"Мы - восточная страна, и базарчики - часть нашей жизни. Много лет так было, и трудно поменять это в один момент. Однако наши ретейлеры в Алматы и в Астане стараются увеличивать категорию фреш. Завозят экзотические фрукты и продукты, соответствующие спросу. Городских рынков в стране много, но их количество сокращается и они трансформируются, становясь более современными. Но сейчас многие товары, например, бытовая химия, уже переходит в супермаркеты. Правда, овощи и фрукты все еще продаются лучше на рынках. В товарной категории фреш-процесс идет намного труднее. В Алматы, например, купить сухофрукты гораздо приятнее, например, на Зеленом базаре, чем в супермаркете. На рынке покупатель получает customer experience (клиентский опыт). Вам дают попробовать товар, предлагают лучшие цены, лучшие продукты, скидки. К покупателю обращаются продавцы так, как будто сто лет его знают. Там все очень персонализированно", - заявила она в кулуарах Kazakhstan marketing conference.
По данным Nielsen, в Казахстане за последние пару лет изменились тренды, влияющие на развитие торговых сетей стали более востребованы супермаркеты меньшего формата, недалеко от дома, а не крупные гипермаркеты.
"Когда открывается большой супермаркет, вокруг все торговые точки вымирают, становятся меньше или начинают продавать только товары первой необходимости. Плюс у нас с каждым годом ужесточается законодательство. Становится больше контроля, отчетности переходят в онлайн. Совсем скоро торговые точки, которые работают по-черному, сами начнут закрываться, потому что им станет трудно работать на рынке. Их место займут экспресс-магазины, как 7-Eleven в США и в других странах", - заявила Берсебаева.
По прогнозам компании, в 2018 году в Казахстане ожидается рост продаж FMCG-рынка.
"Растут сегменты свежих продуктов, молочных товаров (около 10%), а также секторы газированных напитков и энергетических напитков", - добавила она.
Однако казахстанцы все еще стараются экономить.
"46% жителей страны экономят на продуктах питания и стараются брать что-то подешевле. Режутся расходы на одежду, на путешествия. В сравнении с 2016 годом, конечно, потребительская активность выросла. Но этот год был практически дном. Поэтому говорить о том, что казахстанцы перестали экономить и стали тратить, не приходится. На докризисный уровень мы еще не вышли", - добавила она.