Как казахстанцы тратятся в супермаркетах

Падает спрос на кондитерские изделия

27 апреля 2021 года

Казахстанцы стали реже ходить в супермаркеты, но тратить больше за один поход. Таким наблюдением поделились с LS представители крупных торговых сетей.

Коммерческий директор сети Magnum Александр Муравьев отметил рост среднего чека, но уменьшение клиентского потока.

"В Magnum средний чек вырос от 28% до 42% в зависимости от формата и локации. Примерно в следующей пропорции сократился трафик в магазинах. В период пандемии казахстанцы чаще выбирали магазины рядом с домом либо старались покупать онлайн. И покупатели реже посещали торговые точки как из-за карантинных ограничений, так и из стремления реже контактировать с другими людьми. Соответственно и закупали продукции за каждое посещение больше", – пояснил Муравьев.

Несмотря на рост среднего чека, продажи некоторых товаров показали снижение. Муравьев выделил следующий топ категорий со снижающимся спросом:

- косметика и парфюмерия: сокращение от 7% до 17% в зависимости от периода. Туда входят и средства для ухода за лицом, телом, для окрашивания волос, для умывания;

- бытовая химия: например, снижение в кондиционерах для белья, пенах для ванны от 6% до 15% в зависимости от периода 2020 года;

- кондитерские изделия: меньше стали потребители тратить и на некоторые сладости. Например, часть развесных конфет показывает уменьшение либо слабый рост в пределах 3-4%.

По его словам, часто ситуация по снижению или росту потребления конкретных товаров колеблется в зависимости от сезона и формата магазинов. За время пандемии выросли продажи в магазинах малого и среднего формата, но снизились в гипермаркетах, пояснил собеседник LS.

"Таким образом, множество изменений в продажах вызвано больше не изменением характера потребления, а другими, внутренними причинами: доступность магазина, представленность товара на полке, изменение выкладки и т.д.", – рассказал Муравьев.

Он отметил, что характер спроса покупателей изменился после экстремального роста и падения в I половине прошлого года. И привел данные аналитической компании Nielsen, согласно которым 35-40% покупателей стали выбирать более дешевые товары.

При этом такая тенденция на рынке наблюдается давно.

"Если посмотреть в разрезе категорий, то незначительно – от 1 до 9% – выросла доля товаров экономсегмента в молочных продуктах, заморозке, кондитерских изделиях, хлебобулочных изделиях, гастрономе, товарах, средствах для уборки дома, по средствам гигиены", – рассказал Муравьев.

Ранее LS показывал инфографику о росте цен на продукты питания для наиболее и наименее обеспеченных казахстанцев.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сети "МЕТРО Кэш энд Керри". Коммерческий директор компании Наталья Мархиева отметила, что за последний год чек за один визит клиента вырос на 30%, но частота посещений снизилась.

"Количество визитов клиентов в месяц снизилось на 6%, но средняя сумма чека увеличилась. Также снизился продуктовый микс, покупатели стали больше покупать товаров первой необходимости и социально значимых товаров. Наибольшее снижение наблюдается по премиальным кондитерским изделиям", – пояснила Мархиева.

Она также рассказала, что клиенты стали совершать меньше импульсивных покупок, обращая больше внимания на акции и промотовары.

"Согласно последним данным, по стране наблюдается снижение покупательской способности населения. Например, кризис и меры, связанные с пандемией, негативно отразились на сегменте нон-фуд (непродовольственные товары, – прим. LS), но не сильно коснулись продуктов питания", – добавила собеседница LS.

Помимо этого, компания работает с гостинично-ресторанным бизнесом HoReCa. Данный сегмент является одним из наиболее пострадавших от пандемии.

"За год пандемии мы наблюдали следующую тенденцию в закупке: заведения стали заказывать товары меньше по объему, но чаще. Это связано с тем, что они не могли планировать долгосрочно, так как карантинные меры постоянно менялись", – поделилась наблюдениями Мархиева.

В свою очередь в министерстве торговли и интеграции подтвердили слова торговых сетей. В частности, об увеличении среднего чека на фоне снижения количества посещений. В ведомстве также не зафиксировали резких изменений спроса на казахстанском рынке.

"Снижение, как и увеличение потребления товаров, зависит от сезонных факторов. К примеру, в зимний период снижается потребление свежих овощей и фруктов, но увеличивается спрос на молочные изделия. В летний период – наоборот. Никаких аномальных изменений спроса не отмечается. В целом в последние годы, начиная от глобального кризиса 2007-2008 годов, участники рынка отмечают общую тенденцию роста спроса на более дешевые товары", – поведали в Минторговли.

Там рассказали, что государство следит за тем, чтобы росла доля отечественных товаров в ассортименте. К примеру, в продовольственных магазинах она составляет как минимум 35%.

Напомним, LS сообщал о том, что 20% объектов питания не выдержали локдауна и закрылись навсегда.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.