На текущий год запланировано IPO "Қазақстан темір жолы". Исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев оценил для LS, насколько компания готова к выходу на фондовый рынок.
Собеседник отметил, что акции КТЖ, как и любой компании, могут заинтересовать портфельных инвесторов, если они увидят привлекательную инвестиционную идею.
При этом Темирбаев обратил внимание на ряд проблем ж/д оператора, которые могут осложнить его продажу. В их числе большая долговая нагрузка, очевидные регуляторные риски (вопросы демонополизации и госконтроля ценообразования), "социальный" долг, неэффективное управление расходами и непрозрачная кадровая практика.
"Что касается сроков проведения IPO, то "Самрук-Қазына" в этом деле – чемпион по откладыванию. Я бы не хотел давать повода ссылаться здесь на мнение экспертов, что КТЖ не готов к IPO. Пусть лучше менеджмент фонда и нацкомпания сами ответят, почему не до конца проведена работа по подготовке эмитента к размещению", – подчеркнул он.
Вместе с тем представитель QAMS пояснил, что размер пакета и цена предложения будут зависеть от готовности рынка к моменту IPO.
"На сегодня статус вопроса такой, что инвесторам сложно определиться с участием в сделке IPO. Слишком много неопределенности", – отметил Темирбаев.
В целом собеседник LS подчеркнул, что успешность или неуспешность вывода "Қазақстан темір жолы" на фондовый рынок будет зависеть от двух факторов. Первый – будет ли готов КТЖ стать по-настоящему интересным для портфельных инвесторов. И второй – как государство будет выстраивать взаимоотношения с новыми акционерами после размещения.
"Если IPO КТЖ будет проводиться в этом году, то за ним неизбежно потянется шлейф разочарований от IPO "Эйр Астаны". Инвесторы задаются вопросом, не переооценят ли актив для продажи и в этот раз, не пойдет ли "Самрук-Қазына" на поводу консультантов в ущерб интересам развития локального фондового рынка", – заключил он.
Ранее в Ассоциации казахстанских грузовых ж/д перевозчиков заявили о том, что Минтранс намерен внести поправки, которые помогут повысить привлекательность нацкомпании перед предстоящим размещением. В том числе закрепить за КТЖ право на обеспечение транзитных перевозок грузов по территории страны, снять ограничения на размер пакета акций КТЖ, разрешенного к размещению на фондовом рынке, и др.
Напомним, что в планах нацкомпании есть ежегодное повышение стоимости билетов. LS узнал, что тарифы на пассажирские перевозки будут поднимать на 7% в год.