Билеты на поезда продолжат дорожать в Казахстане

10 февраля 2025 года

Поезда для казахстанцев станут еще дороже. В "Қазақстан темір жолы" намерены ежегодно повышать стоимость билетов, передает LS.

В нацкомпании сообщили LS, что в сфере пассажирских перевозок тарифы будут подниматься на 7% в год в соответствии с условиями договоров на долгосрочное субсидирование расходов оператора по социально значимым маршрутам.

В КТЖ объяснили данное решение необходимостью довести стоимость ж/д услуг до уровня окупаемости. 

Вместе с тем основным источником доходов оператора являются тарифы за грузовые отправления. Стоимость в секторе складывается из тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС), локомотивной тяги, грузовые и коммерческие сервисы. Они устанавливаются комитетом по регулированию естественных монополий. Помимо данных видов деятельности, на ценообразование влияют ставки за оперирование вагонами. 

В КТЖ уточнили, что действующий прайс не покрывает текущие затраты и меры инвестпрограммы, направленные на надлежащее поддержание инфраструктуры. Кроме того, в тарифах не предусматриваются средства на развитие МЖС.

По информации нацкомпании, жесткое ценовое регулирование привело к сложной системе кросс-субсидирования перевозок между родами грузов, где в основном дешевыми предложениями поддерживается продукция ГМК-предприятий. При этом, так как стоимость не окупаемая, проекты ж/д отрасли являются непривлекательными для частных инвесторов.

"Мы ежегодно несем значительные убытки от грузовых перевозок. Также отсутствуют деньги для проектов по модернизации и расширению магистральной сети, предусмотренных в Концепции развития ж/д транспорта до 2029 года", – объяснили в нацкомпании.

В КТЖ озвучили данные госаудита за 2020-2023 годы, согласно которым в результате перевозок грузов ниже себестоимости убытки достигли 907 млрд тенге.

В связи с этим правительство одобрило поэтапное повышение регулируемых тарифов отрасли на 24% в год в течение 2024-2026 годов. Это делается для доведения цен до уровня рентабельности. Таким образом, будет обеспечено надлежащее состояние железнодорожной сети. Пропускная способность также вырастет.

На данный момент уровень износа магистральной сети и локомотивного парка составляет 57%. В КТЖ связывают это с хроническим недофинансированием инфраструктуры по вышеназванным причинам.

Для улучшения ситуации нацкомпания планирует отремонтировать порядка 11 км пути в рамках одноименной программы до 2029 года. Ожидается, что уровень амортизации снизится до 50% к 2030 году. В текущем году на эти цели запланировано порядка 177 млрд тенге при предоставлении регулируемых услуг отрасли.

В свою очередь в министерстве транспорта сообщили LS, что в 2024 году регулируемые тарифы на услуги ж/д транспорта уже были повышены на 24%. Дальнейшая работа в этом направлении продолжится в 2025 и 2026 годах.

При этом в прошлом году удалось отремонтировать 1,43 тыс. км. В этом году реконструкцией будут охвачены 1,48 тыс. км.

Напомним, ранее министр транспорта Марат Карабаев заявил, что если изъять из оборота все старые вагоны в Казахстане, то возникнет дефицит билетов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.