Бюджет Казахстана недополучит миллиарды из-за аварии на КТК – эксперт

Он оценил возможность альтернативных маршрутов

24 марта 2022 года

Казахстан может недополучить более 500 млрд тенге нефтяных поступлений из-за аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). Такую цифру озвучил директор Союза нефтесервисных компаний Нурлан Жумагулов, передает LS.

В ходе "Дневной смены" ("Хабар 24") он пояснил, что при ремонтных работах в течение двух месяцев бюджет Казахстана может недополучить минимум $300 млн в месяц (151,6 млрд тенге по курсу Нацбанка 505,22 тенге за $1).

"Не говоря о КПН в 30% с Тенгизского проекта. Также есть другие крупные нефтяные компании, которые платят значительные налоги. В результате республика может недополучить 250-300 млрд тенге за один месяц. За два месяца это свыше полтриллиона тенге", – пояснил Жумагулов.

Он напомнил, что, по информации КТК, ремонтные работы могут занять 1,5-2 месяца. За это время отгрузка может упасть до пяти раз. При этом Казахстан поставляет через данный трубопровод около 80% добываемого черного золота.

Говоря об альтернативных маршрутах, эксперт пояснил, что они могут покрыть всего 40% от текущей добычи на крупных месторождениях (Тенгиз, Карачаганак, Кашаган). В том числе через Каспийское море время занимает фрахтование танкеров, а ж/д имеет возможность отгружать только 2-3 млн тонн в год. Также есть путь Атырау – Самара и далее в Балтику.

В свою очередь министр энергетики Болат Акчулаков в эфире Atameken Business News заверил, что сокращение объема экспорта будет, но не критичное.

"На всех крупных месторождениях есть плановые остановки. Поэтому то время, что уйдет на ремонт КТК, не будет критическим для Казахстана. Сокращение добычи можно рассматривать как технологически допустимое", – заметил он.

По мнению Акчулакова, ремонт на КТК может продлиться три недели, может, больше месяца.

Между тем в 14:40 по времени Нур-Султана Brent продавался по $122,59 за баррель. 

Напомним, в Казахстане прорабатываются возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам.

По словам замминистра энергетики России Павла Сорокина, в случае подтверждения ущерба ремонт выносного причального устройства на терминале КТК может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около 1 млн баррелей в сутки.

Мощность трубопровода составляет 67 млн тонн нефти в год. С 2001 года по 9 января 2022 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки была поставлена 766 973 131 тонна нефти нетто. В том числе из Казахстана – 668 967 665 тонн, или 87,2% (включая месторождения Кашаган, Карачаганак, Тенгиз).

Между тем главным зарубежным потребителем казахстанской нефти является Италия – 17,9 млн тонн. Далее следуют Нидерланды, Франция, Китай, Турция, Испания, Южная Корея, Румыния, Индия и другие страны.

Ранее LS сообщал, что антироссийские санкции не коснутся казахстанской нефти, отгружаемой через КТК.  

Эксперт Олжас Байдильдинов высказал LS мнение, как авария повлияет на экспорт казахстанской нефти. 

Акционеры КТК:

24% – Россия, 19% – НК "КазМунайГаз", 15% – "Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани", 12,5% – "ЛУКАРКО Б.В,", 7,5% – "Мобил Каспийская трубопроводная компания", 7,5% – "Роснефть-Шелл Каспижн Венчурс Лимитед", 7% – "КТК Компани", 2% – "БГ Оверсиз Холдингс Лтд", 2% – "Эни Интернэшнл Н. А. Н. В. С. ар. л.", 1,75% – "КОО Казахстан Пайплайн Венчурс", 1,75% – "Орикс Каспиан Пайплайн Лтд".

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.