Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов прокомментировал LS, как авария на Каспийском трубопроводном консорциуме может отразиться на экспорте казахстанского сырья.
По его словам, альтернатив прокачке через КТК у Казахстана практически нет, так как это основной маршрут. Около 80% казахстанского черного золота отгружается через данный трубопровод. Тем не менее, по мнению эксперта, на данный момент делать панические выводы еще рано, так как ситуация еще не до конца ясна.
"Говорится о повреждении части инфраструктуры, которую можно отремонтировать, но могут быть проблемы с поставкой оборудования. Вероятнее всего в этом месяце мы увидим ограничения в отгрузке нефти с порта, однако, российская нефть с трубопровода КТК и так сталкивается с затруднениями в продажах", – заметил основатель программы "Байдильдинов. Нефть".
Говоря об отгрузке казахстанской нефти, эксперт отметил, что судить трудно.
"Все-таки у любого объекта нефтегазовой инфраструктуры тоже есть обязательства перед клиентами по прокачке/загрузке. В теории у к КТК могут быть некоторые договорные претензии, хотя консорциум скорее всего сошлется на форс-мажор", – пояснил Байдильдинов.
Он добавил, что хоть небольшие объемы можно переориентировать в Китай и через Каспий, иностранным акционерам КТК, которые также добывают нефть Казахстана, это вряд ли интересно.
"Нужно понаблюдать, пока рано делать выводы относительно влияния на прокачку нефти из Казахстана", – заключил Байдильдинов.
Напомним, шторм в Новороссийске повредил нефтеналивные терминалы КТК. Выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. Принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. Планируется проведение дополнительных обследований оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2, по результатам которых КТК примет решение о необходимости проведения планово-предупредительных ремонтов.
По словам замминистра энергетики России Павла Сорокина, в случае подтверждения ущерба ремонт выносного причального устройства на терминале КТК может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около 1 млн баррелей в сутки.
Мощность трубопровода составляет 67 млн тонн нефти в год. С 2001 года по 9 января 2022 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки была поставлена 766 973 131 тонна нефти нетто. В том числе из Казахстана – 668 967 665 тонн, или 87,2% (включая месторождения Кашаган, Карачаганак, Тенгиз).
Между тем главным зарубежным потребителем казахстанской нефти является Италия – 17,9 млн тонн. Далее следуют Нидерланды, Франция, Китай, Турция, Испания, Южная Корея, Румыния, Индия и другие страны.
Ранее LS сообщал, что антироссийские санкции не коснутся казахстанской нефти, отгружаемой через КТК.
Акционеры КТК:
24% – Россия, 19% – НК "КазМунайГаз", 15% – "Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани", 12,5% – "ЛУКАРКО Б.В,", 7,5% – "Мобил Каспийская трубопроводная компания", 7,5% – "Роснефть-Шелл Каспижн Венчурс Лимитед", 7% – "КТК Компани", 2% – "БГ Оверсиз Холдингс Лтд", 2% – "Эни Интернэшнл Н. А. Н. В. С. ар. л.", 1,75% – "КОО Казахстан Пайплайн Венчурс", 1,75% – "Орикс Каспиан Пайплайн Лтд".