В Казахстане предложили организовать проверку "Қазақстан темір жолы" в сфере экспортных и транзитных перевозок, передает LS.
По словам сенатора Закиржана Кузиева, казахстанская железная дорога неконкурентоспособна ни на внутреннем рынке, ни за ее пределами.
"Учитывая многочисленные жалобы от грузоотправителей и субъектов бизнеса в целом, прошу устранить неравные конкурентные условия в части согласования основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит. Предлагаю компетентным госорганам организовать проверку деятельности КТЖ в сфере экспортных, транзитных перевозок на нарушения законодательства в области защиты конкуренции. Также необходимо рассмотреть вопрос установления нацперевозчиком четкого баланса в развитии четырех направлений: внутреннем, экспортном, импортном и транзитном", – рассказал он.
К сожалению, по его словам, несмотря на все устремления правительства, так и не получилось сделать железнодорожный холдинг высокоэффективным.
"Более того, за последние годы в этой сфере накопилось ряд серьезных проблем. По всей стране недостаточно развита железнодорожная сеть, растет износ основных средств, дефицит пассажирского подвижного состава, низкий уровень сервиса. Парк вагонов КТЖ на сегодня составляет 2,2 тыс. единиц, из них 776 вагонов, или 35% от общего количества, старше 28 лет. Средний износ пассажирских вагонов – 53%, грузовых – 57%, а локомотивов более – 67%. Существующие проблемы резко ухудшают привлекательность транзита через Казахстан, заставляют соседние страны искать альтернативные маршруты", – пояснил Кузиев.
При этом к депутатам обратилась Ассоциация национальных экспедиторов.
"Они отметили, что получают отказы от "КТЖ Грузовые перевозки" в согласовании основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит. В то же время согласование планов для своих экспедиторов, "Кедентранссервис" и "КТЖ Экспресс", осуществляется беспрепятственно. Агентство по защите и развитию конкуренции отмечает, что операторы магистральных путей предоставляют ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других. В результате анализа видов деятельности КТЖ выявлено, что с антимонопольным органом согласован лишь 81 из 424 видов деятельности, то есть всего 19%", – продолжил он.
Таким образом, по его словам, своими действиями "КТЖ Грузовые перевозки" нарушают отлаженную за десятки лет технологию осуществления экспортных перевозок, создают неравные конкурентные условия.
"Основным источником доходов КТЖ является доход от грузовых перевозок – это более 86%. Вместе с тем отмечаем неэффективное планирование и управление движением на магистральной сети. Так, в начале года простаивало свыше 400 составов, брошенных на путях. В целом в отрасли отмечается низкий уровень автоматизации, отсутствует либо не в полной мере функционирует планирование и контроль организации перевозок, а также грузовых работ на ж/д станциях", – резюмировал сенатор.
Ранее сообщалось, что железнодорожные компании Казахстана, Грузии и Азербайджана объединились для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. Кроме того, по сообщениям генпрокуратуры, в филиалах "КТЖ Грузовые перевозки" незаконно начисляли премии и выплаты несуществующим работникам.
Напомним также, что Верховный суд признал недействительной сделку купли-продажи материально-технических складов топлива, которая была заключена в ноябре 2001 года между "Қазақстан темір жолы" и компанией "ТЭК-Алматы".