"За разработку технического регламента по автокреслам и детского удерживающего устройства по логике отвечает дорожная полиция и комитет технического регулирования метрологии Министерства инвестиций и развития РК. Требования безопасности необходимы, когда речь идет об устройствах, предназначенных для срабатывания в опасных для жизни и здоровья людей ситуациях, дорожных авариях и катастрофах. Без принятия технических регламентов (ТР) остается открытым вопрос, что именно считается детским удерживающим устройством, и каким требованиям оно должно соответствовать.
Однако выясняется, что после принятия Закона "О дорожном движении" дорожная полиция за полгода так не удосужилась разработать подобный ТР. Между тем в техническом регламенте Таможенного союза (ТС) "О безопасности колесных транспортных средств" есть упоминание – "сидения для перевозки детей", но нет самих требований, ни к конструкциям, ни к материалам и применению. Существует национальный стандарт на детские удерживающие устройства, однако согласно законодательству, он носит добровольный или рекомендательный характер. Обязательными для выполнения требований безопасности указываются правила только техническом регламенте, которого к данному устройству, как выясняется, не существует. В результате в социальных сетях уже появились предложения считать автокреслами: поставленные на сидения авто, детские сани, сложенные одеяла, подушки из поролона.
Очевидно, что устройство, создаваемое без требований безопасности из произвольных конструкций и материалов, могут не защитить, а порой создать дополнительную угрозу ребенку. Однако причиной этого является не закон, а провалы в его практическом исполнении.
Как выяснилось в ходе недавних слушаний в партии "Ақ жол", руководство дорожной полиции даже не знает, что требования к детским устройствам должны утверждаться в техническом регламенте. Там считают, что полицейские имеют право на свое усмотрение определять, какое приспособление годится, а какое – нет.
Подобный подход создает коррупционное поле даже при наличии нормального устройства, у представителя дорожной полиции появляется возможность не признавать его таковым и привлекать водителя к ответственности за несуществующие нарушения.
При этом под этим давлением водители массово скупают любые автокресла, в том числе китайского производства. Однако Китай не применяет казахстанские или европейские регламенты, там действуют собственные правила. Не случайно нашими государственными органами периодически поднимает вопрос использование в Казахстане китайской техники, которая не соответствует нашим регламентам. Вполне логично предположить, что детские удерживающие средства и автокресла также не будут соответствовать казахстанским нормам безопасности. Поэтому через год-два, когда регламенты все же будут приняты, а это должно быть сделано в любом случае, те же дорожные полицейские не признают, закупленные сегодня в ажиотаже детские удерживающие устройства и автокресла. Потребуют заменить их на новые, а затраты на эти изменения, снова лягут на тысячи рядовых граждан.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция "Ақ жол", просит Вас поручить МВД и комитету технического регулирования и метрологии в срочном порядке ускорить разработку и принятие технического регламента на детские автокресла и удерживающие устройства".
Меруерт Казбекова, депутат партии "Ақ жол"