На какие деньги будет поднимать экономику Казахстан?

12 января 2015 года
По своей работе часто общаюсь с банками второго уровня (БВУ). А недавно обратился в банк за ипотекой. Мой субъективный опыт общения как по работе, так и по личным обстоятельствам показал, что у нас большие проблемы с кредитованием. Я не буду писать про конкретные банки, но тенденции следующие: 1. БВУ не хотят давать ипотеку. 2. БВУ не кредитуют бизнес в тенге, только в долларах и на короткий период. 3. В тенге можно получить только государственные деньги, которые выдаются только под конкретные приоритетные проекты и не всем. Причины по этому поводу на поверхности, и они, по-моему мнению следующие: 1. В настоящее время фондирование БВУ происходит только за счет государственных денег и за счет населения. Других источников нет. Государственные деньги выделяются через три канала: - институты развития, которые дают под конкретные проекты или программы, типа фонда "Даму" или Банка развития Казахстана. Эти деньги целевые и не все ими могут воспользоваться. - ЕНПФ, которые размещает депозиты в БВУ, но эти деньги дорогие, так как ЕНПФ нужна доходность, и этих денег также не так много. - деньги квазигосударственного сектора, однако, в силу последних тенденций на мировых рынках и учитывая, что это не долгосрочные деньги, они не являются надежным источником долгосрочного кредитования. Население в настоящее время единственный источник фондирования, но эти деньги очень мобильны и не могут давать гарантии долгосрочности, а учитывая отсутствие ликвидности, эти деньги также дорогие и выражены в основном в долларах США. 2. Закрытый внешний рынок. После кризиса 2009 года, наши банки практически не привлекают деньги из-за рубежа. Не привлекают, потому что нет доверия со стороны западных инвесторов. Если привлекут, эти деньги будут в валюте и возникает вопрос: "Кого кредитовать в долларах США?", либо, придется брать на себя валютный риск. Избежать валютный риск возможно, переложив этот риск на клиента. Однако по правилам Нацбанка в валюте можно кредитовать только тех, у кого есть валютная выручка. 3. Ожидание девальвации - совместное декабрьское обращение правительства и Нацбанка было слишком размытое. Очень много в нем написали того, что итак было известно. Как говорится, 90%  про Нурлы жол и 10% конкретики. Как мне показалось, написали так, чтобы были отступы назад. Другой, более значимый момент, что цены на нефть продолжают падение и сегодня цена уже упала ниже $49. Для Казахстана важны цифры, 50,60,70 и.т.д. После рубежа $50 ставка по рентному налогу падает, а после $40 она будет равна нулю. Все это означает сокращение поступлений в бюджет и это всех вольно не вольно наталкивает на возможные ожидания по стабильности тенге. Соответственно, никто не хочет кредитовать на долгий период в тенге, чтобы не попасть на валютные риски. 4. Убогий финансовый рынок. Раньше БВУ могли дополнительно привлекать деньги на KASE, размещая свои долгосрочные облигации и размещая их среди участников рынка. После объединения пенсионных фондов, и в целом упадка финансового сектора, эти облигации никто не покупает и не хочет покупать. На нашем рынке трутся только местные мелкие трейдеры, которые не делают "погоды". Западных участников также нет. Программы по развитию фондового рынка я также не видел. 5. Нет нормальных проектов, слабая корпоративная культура, не прозрачная система собственности, слабая система внешнего аудита и отсутствие достоверной информации по маркетингу не дают нашим банкам делать нормальный анализ проектов и, соответственно, все это ведет только к ломбардному кредитованию. На падающем рынке, цена залогов также падает, что уменьшает возможность выдачи. 6. Кривая система регулирования выдачи кредитов со стороны Нацбанка. Нацбанк создал такую систему кредитного досье, что для его сбора заемщику нужен минимум месяц. 50-60% из этого досье даже не смотрится, а собирается для галочки, как говорят кредитчики: "для проверки комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка РК". Другими словами, Нацбанк просто создал дополнительные не нужные предпятствия для банков, что увеличивает просто транзакционные издержки и не влияет на принятие решений. В данном случае лучше развивать не количество бумажек в кредитном досье, а работать в направлении качества предоставления информации со стороны заемщика, а для этого нужно законодательно изменять требования к юридическим лицам, по аудиту, корпоративному праву и.т.д. Развивать стандарты аудитов и увеличить контроль за аудиторской деятельностью. Все это ведет к тому, что, БВУ, как коммерческие организации, не смогут кредитовать экономику, при наличии такого количества рисков и бюрократии, а будут выступать только агентами государственных денег, заниматься операционнкой и реструктуризацией своих кредитных портфелей. Что нужно сделать: 1. В краткосрочном периоде вернуть программу СВОП операций. В таком случаем будет мультипликативный эффект, увеличится тенговая ликвидность и появится больше доверие к тенге, так как в данном случае Нацбанк также попадает и делит риски с БВУ. 2. Финансировать проекты за счет государственных денег только на 50% - 30% БВУ и 20% заемщик. В таком случае, БВУ частично придется финансировать в тенге, при этом увеличится ставка для заемщика. В таком случае стоит разрешить БВУ использовать 40% всех государственных денег для кредитования любых проектов, что также увеличит обхват кредитования. 3. Сделать полную ревизию кредитного досье и смягчить требования по залогам, особенно по оборотным вещам. 4. Необходимо разработать концепцию развития фондового рынка, чтобы площадка была источником фондирования как для крупного бизнеса, так и для БВУ. 5. Разработать программу совершенствования корпоративного права. Например, чем заставлять всех быть членами НПП, лучше заставить крупный и средний бизнеса делать аудит. Те же деньги, только от этого будет эффект, улучшится учет в компаниях и появится хоть какая-то прозрачность. Банкам станет легче, они будут принимаать не "нарисованную" отчетность, а нормальную, аудированную. 6. Усовершенствовать контроль над аудиторами, оценочными компаниями. Это также улучшит бизнес-климат в стране. 7. Реформировать понятие депозита в БВУ, другими словами, запретить законодательно снимать деньги до срока действия депозитов. Снять деньги возможно только с потерей вознаграждения. В данном случае, это позволит уменьшить переток между валютами депозитов и бегство между БВУ. Это не позволяло делать нормальный прогноз по активам и пассивам БВУ, и соответственно, выдавать длинные деньги. Это все так на вскидку, и нужно более детально изучать проблемы, но только вот без нормального финансирования экономики, что-то у меня большие сомнения по достижению плановых показателей по росту ВВП на 2015 год. Галим Хусаинов,
председатель правления BRB Invest.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.