От двух проектов пришлось отказаться компании Алидара Утемуратова по экономическим соображениям. При этом бизнесмен выпустил на рынок приложение по скачиванию лицензионных музыки и фильмов на платной основе. В беседе с LS Утемуратов подробно объяснил, какие идеи были приостановлены и почему он решил запустить платный просмотр фильмов в стране с легким доступом к пиратскому контенту.
По словам бизнесмена, на данный момент работают несколько проектов, среди которых DARPlay и запущенный вчера маркетплейс DARBazar. И в следующем году ожидаются новые проекты.
"Однако не все так гладко. У нас есть две идеи, которые были разработаны технологически, но не дошли до коммерческого запуска. Потому что, когда мы начали собирать обратную связь, то столкнулись с рядом проблем, которые не решаются при создании других наших проектов. А ведь все они должны существовать в одной большой системе, поддерживая друг друга. Поэтому эти две идеи были приостановлены. Возможно, они найдут применение в будущем, но не сегодня", - заметил Утемуратов.
Он уточнил, что одним из забракованных приложений стал сервис такси, который не был запущен из-за того, что на рынок зашли Uber и "Яндекс-Такси". Второе приложение, не нашедшее применения, - сервис оплаты услуг и перевода денег.
"Ко времени, когда мы подготовили свое приложение, все банки уже запустили свои. Эти два проекта при нынешних экономических условиях показались нам нецелесообразными. В целом это работа 10 инженеров, поэтому затраты состояли только из их зарплат", - объяснил собеседник LS.
Он добавил, что в целом на все проекты DAR было потрачено около 3 млрд тенге.
Тем временем на вопрос, готов ли Казахстан отказаться от пиратского контента, Утемуратов ответил отрицательно и добавил, что верит в свое приложение по скачиванию фильмов.
"Два года назад он также не был готов. Но по сравнению с тем временем цены на фильмы стали более демократичные. Сейчас более приемлемая подписная модель, когда вы можете заплатить $7-9 и все смотреть бесплатно в течение месяца. Поэтому растет прозрачность и количество казахстанцев, которые предпочитают лицензионный продукт пиратскому. К тому же мы со своей стороны также боремся с неразрешенным контентом", - заметил Утемуратов.
Он пояснил, что в этом году была проведена большая работа по борьбе с пиратством. По словам бизнесмена, при партнерстве с профильными ресурсами они выводят контрафактный контент с различных сайтов в течение двух суток. В будущем планируется довести скорость до шести часов.
"Например, появился на YouTube фильм. И за два дня мы его снимаем. При наличии подобных инструментов рынок становится более прозрачным. Что же касается каналов вроде Seasonvar или AnimeVost - мы их не закрываем, потому что у нас нет таких возможностей. Этим, как правило, занимаются профильные юридические компании. Мы сотрудничаем с ними", - рассказал Утемуратов.
Он пояснил, что благодаря этому качественный пиратский контент становится менее доступным. Поэтому казахстанцы чаще оформляют подписку, потому что быстрее и легче заплатить за фильм, чем искать его и подхватывать в ходе дела вирусы на бесплатной основе. Утемуратов добавил, что за три месяца пользовательский контент составил 55 тыс. скачиваний.
Тем временем, возвращаясь к теме конкуренции маркетплейсов, предприниматель пояснил, что в Казахстане пока нет площадки, которая консолидировала бы отечественную продукцию и поддерживала ИП. В этом, по словам Утемуратова, ее главная особенность.
"К DARBazar подключены 1,5 тыс. компаний. Из них 500 активных. При этом из наших отечественных товаропроизводителей чуть более 20 постоянно что-то продают. Весной хотим достичь около 4 тыс. продаж в месяц. Мы стараемся заходить еще на пустующие ниши. И ждем, что это даст свои плоды", - заключил собеседник LS.