Минторг Казахстана ответил на обвинения Кыргызстана

Заторы на границе связаны с карантинными мерами в период ЧП

10 июня 2020 года
    

В министерстве торговли и интеграции прокомментировали заявление Кыргызстана о том, что Казахстан виноват в простое грузовиков на межстрановой границе, передает LS.

В ведомстве заявили, что Бишкек остается "глухим" к конструктивным предложениям Нур-Султана. При этом вопрос периодически поднимается соседней республикой уже более года.

"Все это время Казахстан безуспешно призывает соседей решить вопрос прозрачности перемещения грузов комплексно с применением цифровых технологий путем обмена данными по перемещающимся транспортным средствам, применения электронных пломб к грузовикам и других способов", – посетовали в Минторге.

В ведомстве пояснили, что с начала прошлого года по июнь текущего года через совместную границу в направлении Казахстана и России прошли почти 80 тыс. грузовых авто. Из них выборочно проверили 1 547 транспортных средств. В результате в 1505 случаях выявлены грубейшие нарушения налогового законодательства: указаны фиктивные получатели в Казахстане или России, перемещаемые товары не соответствовали тому, что было указано в сопроводительных документах. В результате были доначислены налоговые платежи на более $5 млн.

"Несмотря на указанные факты, Бишкек остается "глухим" к конструктивным предложениям Нур-Султана, продолжая поднимать вопросы "мифических барьеров". Такое поведение наших партнеров наводит на подозрения о намеренном отказе от добросовестного сотрудничества в целях ухода от легального перемещения, прежде всего, товаров народного потребления, ввозимых из КНР на территорию стран ЕАЭС. Об этом свидетельствует излишнее обострение данного вопроса, информационные атаки и рассмотрение данного вопроса на площадке ВТО, к которой данные вопросы не имеют отношения", – заявили в министерстве.

В ведомстве добавили, что вопрос простаивания серьезно раздут. По утверждению Минторга, на пропускных пунктах одновременно могут проходить досмотр до 20 автомашин. При этом проведение контроля на казахстанском участке границы занимает 20-22 минуты, из них 3-5 минут – сканирование документов для налогового контроля. При этом, по заверению Минторга, скопление авто на границе в последние месяцы имеет причины.

Первая причина – приостановление в связи с пандемией COVID-19 работы пяти автомобильных пунктов пропуска из семи существующих. На оставшихся пунктах были установлены санитарно-карантинные нормы. На данный момент в связи с улучшением ситуации было принято решение о постепенном возобновлении работы всех пунктов пропуска в ближайшее время. С сегодняшнего дня начинает работать пункт пропуска "Сыпатай-Батыр".

В ведомстве добавили, что пункты были закрыты не только на границе с Кыргызстаном. Всего была приостановлена работа 20 пунктов пропуска по всему периметру государственной границы. В основном там, где перемещаются физические лица.

Второй причиной в Минторге назвали традиционный рост количества перемещаемых большегрузов. Он связан с началом сезона созревания плодоовощной продукции. В мае 2019 года через семь пунктов пропуска прошло 5,6 тыс. авто и среднее скопление в пунктах пропуска составляло 60-70 автомашин. В 2020 году за май через два пункта пропуска границу пересекла 4261 автомашина, что в пиковые дни вызвало скопление автомашин до 500 в день.

"Скорость прохождения транспортных средств замедлилась в связи с количеством транспортных средств на каждый пункт пропуска. Следует отметить, что приоритет при прохождении границы отдается автотранспорту, груженному плодоовощной и другой скоропортящейся продукцией", – заметили в ведомстве.

В министерстве отметили, что Кыргызстан также проводил карантинно-контрольные меры непосредственно на пунктов пропуска, что стало причиной заторов на территории соседней страны. В ведомстве добавили, что в соседней стране проводили экспресс-тестирование на COVID-19, анкетирование водителей, а также санитарную обработку транспортных средств. Все это вкупе занимает достаточно продолжительное время. Казахстан же просто проводил анкетирование. После у водителей большегрузов уже в Казахстане брали ПЦР-анализ.

"Важно отметить, что водитель не дожидается результатов теста, он отправляется по оговоренному маршруту. В случае выявления инфекции в анализах водителя находят по данным анкеты. В случае отрицательного теста водитель следует к месту назначения беспрепятственно", – пояснили в Минторге.

В ведомстве также задали риторический вопрос о том, зачем соседи проводили тестирование непосредственно в пункте пропуска, а не при подъезде к нему.

"Казахстан не устанавливает никаких барьеров для передвижения товаров. Этот вопрос дважды рассматривался коллегией Евразийской экономической комиссии. В результате не было принято решений о наличии барьера в действиях Казахстана. В свою очередь действия комитета государственных доходов Министерства финансов РК в части осуществления экспортного и налогового контроля признаны Коллегией ЕЭК легитимными, учитывая, что данные меры относятся исключительно к национальной компетенции", – заключили в Минторге.

Напомним, конфликт на границе между странами длится не первый месяц. Соседнее государство не раз жаловалось на скопление в пропускных пунктах грузовиков из Кыргызстана. А Казахстан в свою очередь обвинил партнера по ЕАЭС в большом объеме лжетранзита.

После этого министерство экономики Кыргызстана выступило с обвинениями о том, что Казахстан намерено создает барьеры в транзите кыргызской продукции, и о том, что статистика министерства финансов РК неверная.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.