Кыргызстан может отозвать представителей из Евразийской экономической комиссии, если не решится вопрос скопления грузовиков на границе с Казахстаном, сообщает LS.
Такое заявление озвучил министр экономики страны Санжар Муканбетов, выступая в парламенте Кыргызстана на заседании комитета по международным делам и обороне.
"Сегодня состоится заседание коллегии ЕЭК по проблемам на границе, на котором должен решиться этот вопрос. Наши представители, министры будут участвовать. Мы сейчас идем по регламенту. Один из механизмов – это отозвать их. Если на коллегии вопрос решится, то нашу продукцию пораньше пропустят на границе. Если нет, то у нас есть последний механизм воздействия, о котором я упомянул. Тогда не будет принято никаких решений", – отметил Муканбетов.
Позже министерство экономики Кыргызстана опубликовало официальное заявление.
Согласно информации ведомства, 14 апреля 2020 года главы государств – членов ЕАЭС выступили за сохранение принципа свободы передвижения товаров, включая социально значимые товары и продукты питания. Однако, как показали итоги проведенного 3 июня 2020 года выездного совещания на КПП "Актилек-автодорожный" и КПП "Карасу" с участием представителей делегаций двух стран, со стороны Кыргызстана пропуск автотранспортных средств осуществляется в три раза быстрее.
"Время простоя на границе, по данным водителей, на въезд в Казахстан составляет от трех до четырех дней. Необходимо отметить, что в ходе совещания казахстанская сторона признала, что скопление образовывается по их вине. Более того, решение о закрытии пять пунктов пропуска из семи было принято казахстанской стороной в одностороннем порядке", – отметили в министерстве соседнего государства.
В ведомстве добавили, что пропуск через КПП на кыргызско-казахстанской границе в марте-мае текущего года снизился в 2,5 раза до 32,3 тыс. автотранспортных средств.
Помимо этого, по информации министерства соседней страны, на данный момент в розыске находится более 2 тыс. лжепредпринимателей, которые ввозили товары из Казахстана в Кыргызстан с нарушением правил торговли.
"Следует отметить, что казахстанская сторона в феврале текущего года озвучила информацию о том, что 90% грузов, следующих с территории Кыргызстана, ввозятся по несоответствующим документам. Несмотря на запрос о деталях каждого выявленного случая, на сегодняшний день казахстанской стороной информация не предоставлена. Также не было предоставлено ни одного факта нарушений экспортного контроля в части провоза без разрешений химикатов, взрывчатых веществ, рентген-аппаратов, природного урана, патронов для оружия военного образца с территории Кыргызстана. По данным пограничной службы КР, нарушений не было зарегистрировано с 2017 года", – подчеркнули в ведомстве.
Кроме того, в министерстве сообщили, что, согласно мониторингу стоимостных индикаторов риска (СИР) при таможенном оформлении, объем импорта товаров, оформленных ниже установленных СИР, в Кыргызстане составил 850 тонн, тогда как в Казахстане за аналогичный период этот показатель составил 35 тыс. тонн, то есть в 41 раз больше чем в КР.
За 2019 год в Кыргызстане объем импорта товаров, оформленных ниже установленных ОКТС СИР, составил 55 тыс. тонн, тогда как в Казахстане за аналогичный период этот показатель составил 1,3 млн. тонн или в 24 раза больше чем в КР.
"О причинах несоблюдения СИРов, Казахстан до сих пор не предоставил ответ, хотя последствия негативно сказываются на поступлении таможенных платежей в бюджеты государств – членов ЕАЭС и создают недобросовестную конкуренцию между субъектами предпринимательства стран ЕАЭС", – заявили в ведомстве.
В министерстве экономики соседней республики также высказались по поводу заявления Министерства финансов Казахстана о том, что данные экспорта Кыргызстана и импорта Казахстана разнятся в 10 раз.
"По официальным статистическим данным КР и Евразийской комиссии, в 2019 году экспорт Кыргызстана в Казахстан составил $337,5 млн. А по данным комитета по статистике РК, импорт Казахстана из Кыргызстана в 2019 году составил $251,9 млн. Расхождение в пользу КР составляет $85,6 млн", – пояснили в ведомстве
Напомним, конфликт на границе между странами длится не первый месяц. Соседнее государство не раз жаловалось на скопление в пропускных пунктах грузовиков из Кыргызстана. А Казахстан в свою очередь обвинил партнера по ЕАЭС в большом объеме лжетранзита.