Государственная пограничная служба Кыргызстана обвинила Казахстан в том, что на границе между странами скопилось большое количество грузовых транспортных средств из-за дополнительных проверок с казахстанской стороны. Речь идет о пропускном пункте "Карасу", где, по данным кыргызстанских пограничников, был затор из 130 грузовиков, сообщает LS.
Говоря о дополнительных проверках, в комитете ответили на запрос LS, что на границе двух стран проводится мониторинг ввозимых товаров, чтобы обеспечить полное поступление НДС на импорт со стран ЕАЭС.
"Так, в ходе анализа (проведенного в 2019 году - LS) было выявлено более 1,8 тыс. фактов ввоза товаров в адрес фиктивных резидентов Казахстана, по которым НДС остался не уплаченным, установлено более 1,5 тыс. автотранспортных средств, которые были документально заявлены в Россию, но остались на территории Казахстана. Предполагаемая сумма ущерба в виде неуплаты НДС по данным фактам составляет порядка 1,9 млрд тенге", - отметили в КГД.
Но это не единственное нарушение со стороны Кыргызстана. В грузовиках из данной страны казахстанские таможенники находят китайские товары по заниженной стоимости. И таких случаев за 2019 года было около 1,5 тыс.
"К примеру, согласно товаросопроводительным документам, стоимость блузки занижена в 16 раз (с $23,6 до $1,4), обувь в 10 раз (с 10$ до $1,07), кардиганы в 12 раз (с $24 до $2), детский спортивный костюм в 15 раз (с $25 до $1,6), сумка в семь раз (с $5,2 до $0,7) и другие", - привели данные в КГД, добавив, что подобные мероприятия проводились и в отношении товаров, следующих с России. Было проверено 169 автотранспортных средств, из которых в 129 случаях выявлены нарушения, связанные с наличием не заявленных товаров и занижением стоимости.
Еще одним нарушением КГД назвал лжетранзит, когда по документам грузовики должны ехать из Кыргызстана в Россию через Казахстан, но остаются в транзитной стране. Таможенникам даже пришлось устанавливать на данные транспортные средства навигационные пломбы, но и здесь были проблемы.
"С октября 2019 года в рамках проводимого пилотного проекта с применением электронных навигационных пломб, выявлено 10 фактов отклонения автотранспортных средств от заявленного в документах маршрута, которые оказывались на рынках Казахстана. Зафиксировано 26 фактов отказа от дальнейшего перемещения товаров после навешивания навигационных пломб, 12 фактов срыва навигационных пломб", - сообщили в комитете.
Помимо дополнительных проверок, на скопление грузовиков сказались и низкая пропуская способность на границе, и сезонность.
"Наблюдается скопление автотранспортных средств в количестве 80 единиц. В целом скопление на пункте пропуска "Карасу" наблюдается с начала 2020 года. Основной причиной является единовременное прибытие автотранспортных средств на пункты пропуска вследствие возобновления деятельности перевозчиками по завершении праздничных дней", - подытожили в КГД.