Казахстан обрушился с критикой на грузоперевозчиков из Кыргызстана, сообщает LS.
Министерство финансов уверяет, что данные по импорту из Кыргызстана в Казахстан существенно отличаются у двух стран.
"Данные экспорта Кыргызстана и импорта Казахстана существенно разнятся: цифры Кыргызстана ниже в 10 раз. По их информации экспорт в Казахстан за девять месяцев 2019 года составил 18 млрд тенге, а по нашим – 186 млрд тенге. С учетом фактов занижения стоимости и лжетранзита расхождения будут еще больше", – пояснили в Минфине.
Говоря о занижении стоимости ввозимых в Казахстан товаров из Кыргызстана, в ведомстве отметили, что более 97% налоговых проверок грузов выявили нарушение.
"Особое внимание соответствию товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных. Из 1 547 тематических налоговых проверок автомашин, следовавших из Кыргызстана, в 1 505 случаях были выявлены нарушения (97%). Подавляющее большинство нарушений – не совпадение ввозимых из Кыргызстана товаров с наименованиями, указанными в товарно-транспортных накладных. Кроме того, цена товаров производства Китая, указанная в товарно-транспортных накладных, значительно ниже цен на аналогичные товары в нашей стране. В отдельных случаях до 400 раз. Это влечет недополучение НДС в бюджет Казахстана и стран-партнеров", – добавили в Минфине.
В ведомстве также привели пример компании "Алекс Транс", которая в 2019 году заявила транзит в Россию. В транспортном документе для международных перевозок компания указала стоимость товаров народного потребления в объеме 19,8 тонн на 2,2 млн сом.
"Однако в сравнении с индикаторами таможенной стоимости Казахстана цены на женские джинсы ниже в 400 раз ($0,04 к $16), на футболки – в 150 раз ($0,08 к $12), на дубленки – в 400 раз ($0,1 к $40), на мужские джинсы – в 15 раз ($1,1 к $17), на женскую и мужскую обувь – в 80 раз ($0,2 к $16). Более того, этот же предприниматель 51 раз допустил лжетранзит. То есть товары остались на территории Казахстана, и по ним не уплачены налоги. Ущерб только от этого участника внешнеэкономической деятельности оценивается в 700 млн тенге, или $1,7 млн", – озвучили цифры в министерстве.
В ведомстве также привели дополнительные данные о лжетранзите китайских товаров из Кыргызстана за полтора года – с января 2019 года по июнь 2020 года. По их информации, объем китайских товаров, ввозимых из Кыргызстана в Казахстан и Россию, в два раза превышает объем официального импорта в Кыргызстан из Поднебесной.
"В прошлом году в Кыргызстан из Китая импортировано 75 тыс. тонн товаров, а экспортировано в Казахстан и проследовало в Россию – 149 тыс. тонн", – сообщили в Минфине. Однако в ведомстве не уточнили ни перечень товаров, о которых идет речь, ни объем в денежном выражении.
Кроме того, в Минфине рассказали, что при ввозе товаров из Кыргызстана за полтора года выявлены 2,6 тыс. фактов оформления товаросопроводительных документов на фиктивных получателей, 6 тыс. фактов лжетранзита, что составляет 20% от всего потока товаров из Кыргызстана, заявленного в качестве транзита. Например, со стороны России за отчетный период зафиксировано 7,7 тыс. подобных фактов.
"Мониторинг обеспечил 2,6 тыс. дополнительных налоговых отчетов по НДС на сумму 2,1 млрд тенге. Предложения по взаимодействию направлялись и в адрес кыргызской стороны. Однако наши запросы в решении проблемы остаются без ответа. В целом же поступления НДС из стран ЕАЭС за прошлый год увеличились в 1,2 раза, или на 122 млрд тенге", – пояснили в Минфине.
Казахстан не в первый раз указывает на нарушения со стороны грузоперевозчиков Кыргызстана. На транзитные грузы даже ставили навигационные пломбы, чтобы удостовериться, что они доедут до России, а не останутся в Казахстане.
Напомним, депутаты в Казахстане предложили отслеживать транзитных грузоперевозчиков. Мера может пополнить бюджет на 25 млрд тенге.