"Қазақстан темір жолы" ежегодно теряет 16 млрд тенге из-за скрытого транзита грузов. Об этом заявил заместитель председателя комитета транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития Жанибек Тайжанов, передает LS.
По словам представителя ведомства, при перевозке грузов существуют внутренние (импортно/экспортные) и транзитные тарифы.
"Из-за того, что транзитный тариф выше внутренних в четыре раза, грузоотправители используют схемы скрытого транзита путем перевозки в импортно-экспортном режиме. Ежегодно КТЖ от такой схемы теряет порядка 16 млрд тенге доходов", – рассказал он.
В связи с этим, по словам Тайжанова, в новом законопроекте по вопросам железнодорожного транспорта вводится понятие "транзит груза", которое предусматривает перегрузку, перевалку и смену вида транспорта в пути следования.
"Также перевозчик получит право просматривать товаросопроводительные документы на груз. Новые нормы не позволят грузоотправителям избежать оплаты транзитного тарифа", – отметил он.
Что касается пассажирских перевозок, представитель МИИР добавил, что сегодня они субсидируются из госбюджета (порядка 30 млрд тенге). Другая часть расходов покрывается КТЖ (100 млрд тенге) за счет доходов от грузовых перевозок, что называется, внутренним кросс субсидированием.
"В данной схеме отсутствуют централизация и прозрачность распределения денежных потоков. Для того чтобы сделать систему прозрачной, законопреоктом планируется создание отдельного оператора локомотивной тяги в пассажирском движении. А также внедряется балансирующая плата перевозчика грузов в поддержку пассажирских перевозчиков для отхода от кросс-субсидирования без привлечения дополнительных средств из бюджета. Это позволит увидеть реальные затраты на пассажирские перевозки", – отметил он.
Однако такая норма будет действовать только один год, пока в качестве "пилота", резюмировал Тайжанов.
Ранее сообщалось, что "Қазақстан темір жолы" получила чистый убыток в I полугодии 2019 года в размере почти 2,9 млрд тенге против убытка в 5,3 млрд тенге в аналогичном периоде 2018 года. Позже в компании рассказали, как спасаются от убытков. Кроме того, известно, что IPO КТЖ хотят отложить на 2023 год.