Благодаря интенсивной работе в вопросах обеспечения финансовой устойчивости "Қазақстан темір жолы" наблюдаются заметные продвижения. Как известно, сокращение огромного долга – один из самых актуальных вопросов для компании, которая оказалась в так называемой "красной зоне" кредитного риска.
В прежние годы активной инвестиционной деятельности ҚТЖ привлекала значительные объемы кредитных средств для реализации крупных проектов. В итоге долг рос быстрыми темпами и на конец 2018 года составил 1,7 трлн тенге, что создавало серьезные риски.
Во-первых, возникает высокий валютный риск. Так, на начало 2019 года 57% кредитного портфеля составляли кредиты в твердой валюте, при этом 80% выручки формируется в тенге. При ослаблении курса тенге балансовая стоимость долга и расходы по его обслуживанию значительно возрастают. К примеру, финансовые расходы увеличились с 47 млрд тенге в 2014 году до 104 млрд тенге в 2018 году, а убыток от отрицательной курсовой разницы за период с 2014 по 2018 год составил 617 млрд тенге.
Во-вторых, возрастают расходы на обслуживание долга. В частности, в 2018 году они составили 11,2% от всех расходов. Это выше среднего показателя – 7,6% по группе компанний "Самрук-Казына" на тот период. Расходы на обслуживание долга в свою очередь ограничивают возможности компании направлять средства на модернизацию инфраструктуры и подвижного состава.
Третий риск – технический дефолт в связи с систематическими нарушениями условий кредитных соглашений в части показателей финансовой устойчивости. Например, на конец 2018 года коэффициент "долг/EBITDA", ключевой показатель финансовой устойчивости, составил 5,6 при максимально допустимом 3,5.
"В настоящее время мы меняем подходы в управлении долгом и реализуем ряд мероприятий, направленных на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании", – отметил заместитель председателя правления по финансам "Қазақстан темір жолы" Даир Кушеров.
Совместно с правительством и "Самрук-Қазына" рассмотрен вопрос финансового оздоровления ҚТЖ и выработаны конкретные меры по снижению доли долга в твердой валюте. В итоге 20 ноября 2019 года полностью досрочно погашены еврооблигации на $780 млн, что позволило снизить долю обязательств в твердой валюте с 57% до 36% от общего размера долгового портфеля.
Кроме того, реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду. В мае этого года, воспользовавшись текущими низкими ставками на международных рынках капитала, были выпущены пятилетние еврооблигации в швейцарских франках по ставке 2,25% годовых для рефинансирования аналогичных бумаг, выпущенных в 2014 году по более высокой ставке.
Также проводится системная работа с международными рейтинговыми агентствами Fitch, Moody’s и Standard&Poors, направленная на поддержание/повышение уровней корпоративных кредитных рейтингов. Как известно, от рейтингов во многом зависит стоимость заемного финансирования для компании, а также в целом инвестиционная привлекательность активов.
Для финансового оздоровления используется такой источник привлечения дополнительных средств для дальнейшего развития, как реализация непрофильных и убыточных активов. В текущем году из группы компаний ҚТЖ выведено 12 непрофильных компаний, убытки которых за 2018 год составили более 5 млрд тенге. В настоящее время проводятся мероприятия по выводу еще 16 активов, среди которых вагоностроительные заводы, складские терминалы и другое.
Достигнуты положительные результаты по ресурсосбережению, оптимизации затрат. Так, сокращение затрат на удельное потребление топлива и электроэнергии, хранение топлива, повышение производительности труда позволит ежегодно экономить до 20 млрд тенге. В результате этих мер чистая прибыль за 10 месяцев 2019 года составила 23,4 млрд тенге в сравнении с чистым убытком аналогичного периода прошлого года в размере -14,7 млрд тенге.
Асия Эмиева, Нур-Султан