Когда же решится бензиновый вопрос?

22 августа 2014 года
Постоянно перед повышением цен на бензины мы сталкиваемся с дефицитом и ждем того самого пресловутого постановления об установлении предельных цен на социально значимые марки бензина. Потом, министр, согласуя с кучей ведомств, проведя пару десятков совещаний, определяет - повысить на 11,3%. Торг идет за каждую тенге, в итоге, находят некий баланс, и определяют цену, примерно как на базаре, между продавцом и покупателем.  Каждый год говорится о том, что мощности заводов не позволяют обеспечить собственный рынок сырья бензином, и о необходимости строительства 4 НПЗ. Пока что не слышно даже о месте дислокации нового завода, не говоря уже о том, когда же его построят. Цена на нефть стоит 100 долларов за баррель, плюс дешевизна транспортировки к основным рынка сбыта заставляет местных нефтедобытчиков отправлять нефть на экспорт, и если бы не экспортные квоты, так бы вся нефть уходила за рубеж. Основные НПЗ были построены еще в советское время и за 23 года независимости мы не построили собственный завод, хотя потребность в ГСМ растет каждый год в связи с ростом населения и его благосостояния. Зато мы занимаемся альтернативной энергетикой и запускаем собственные спутники. Построить 4 НПЗ возможно за счет частных денег - если это рентабельно, но пресловутые предельные цены на ГСМ и цены на нефть в мире не позволяют частникам принять решение о строительстве, получается невыгодно. Казахстан позиционирует себя нефтяной державой, и в народе сложился миф, что ГСМ-то должен быть у нас дешевле, чем у Европы и других стран. Так он и так дешевле, только не потому что мы являемся нефтяной державой, а потому что Россия рядом, где есть бензин, а у нас его нема. Государство понимает, что увеличивая переработку нефти, сокращается экспорт, что приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет, хотя уверен, что никто не просчитывал глубоко и какова же цена вопроса. Если бы сделали экономическую модель, просчитав полностью какой же налоговый эффект получит страна от строительства нового НПЗ, может быть приняли бы быстрее решение. Если мы хотим, чтобы бензин у нас стоил как в ОАЭ, то кто-то должен взять на себя бремя упущенной выгоды, в нашей стране это может сделать только государство. А значит, государство должно профинансировать строительство нового НПЗ и обеспечить его дешевым сырьем, либо другой вариант - заставить построить 4 НПЗ недропользователей. Вот произошла авария на Кашаганском проекте, задерживается добыча, то можно было бы участников Кашагана заставить построить новый супер современный НПЗ в качестве некого штрафа, который они бы занесли себе бы в актив, дополнительно получив 10 лет освобождения от налогов, безграничную квоту на иностранную рабочую силу и кучу преференций. Среди участников консорциума устроили бы мини-тендер, кто предложил бы лучшую цену-качества - отдали бы контракт на строительство. А так, можно даже прогнозировать, когда поднимется цена в очередной раз на ГСМ, и ждать очередных заверений и гарантий, что цена не поднимется, только вот как можно верить гарантиям, которые не имеют под собой реального обеспечения. В общем, мысли вслух.

Галим Хусаинов,

председатель правления BRB INVEST 

 
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.