Как рынок грузоперевозок Казахстана переживает кризис

Около 60% грузового автомобильного транспорта нуждается в обновлении

17 января 2017 года
    

В 2016 году транспортные компании Казахстана сократили грузоперевозки на 10%, передает LS.

Как заявил в кулуарах форума "Сотрудничество по вопросам транспорта и транзита в Центральной Азии" советник по Центральной Азии AsstrA Forwarding Almaty Берик Булекбаев, сокращению подверглись все отрасли грузоперевозок.

"Просела промышленность, просел и транспорт. Авиаперевозчики были менее всего подвержены сокращению оборота, тогда как железнодорожные перевозки держатся за счет объемных грузов. Автомобильный транспорт пережил 2016 год тяжелее всего. Но сейчас потихоньку обороты снова наращиваются", - заявил Булекбаев.

По мнению эксперта, в текущем году ситуация на рынке логистики должна улучшиться.

"Прогнозы на 2017 года оптимистические. По нашим оценкам, объем грузоперевозок в текущем году должен вырасти на 15-20%. Но нужно учитывать, что все зависит от Китая. Как только у данной страны повысится производство и она справится с кризисными моментами, то повысится объем казахстанских грузоперевозок. Кроме того, многое зависит от Узбекистана. У них много плодоовощной продукции, которую надо развозить и, если они будут использовать казахстанскую территорию, а им деваться некуда, добавится груз еще и оттуда", - добавил он.

Как пояснил Булекбаев, около 50% от цены товаров в Казахстане покрывает издержки перевозки. Чтобы снизить данный показатель, по его мнению, нужно решить проблемы инфраструктуры, отрегулировать тарифную политику и внедрить мультимодальные перевозки.

"Казахстан отстает от западных стандартов. В Европе все отрегулировано, стандартизировано и налажено. Наша инфраструктура не такая развитая. При выстраивании маршрута приходится ездить кругами и искать обходные пути. Наша логистика хромает из-за несовершенной инфраструктуры и нормативной документации, которая не гармонизирована и сложна. Ее нужно упрощать и делать более гибкой", - добавил он.

В свою очередь, подводя итоги 2016 года, заместитель председателя союза транспортников Kazlogistics Юрий Лавриненко отметил, что количество отправленных грузов снизилось из-за ухудшения состояния мировой экономики. В частности, сократились перевозки нефтепродуктов, рудно-металлических грузов.

По его словам, перевозчики компенсировали потери за счет развития транзита. В результате по итогам года "Қазақстан темiр жолы" удалось сохранить грузооборот на уровне 2015 года.

Лавриненко также отметил, что на фоне сокращения перевозок наметилась позитивная тенденция на рынке контейнерных перевозок.

"Налицо тенденция увеличения контейнерных поездов из Китая в Европу. Если раньше наблюдался дефицит по данному направлению порядка 70%, то есть вагоны шли в Европу из Китая полные, а назад пустые. Сегодня контейнеры из Европы также идут с товарами, и наметился выход на паритет. Еще не 50 на 50, но мы к этому стремимся", - добавил представитель Kazlogistics.

Данной тенденции, пояснил он, способствовал рост спроса в Китае на импортные товары. По его мнению, при правильно выстроенной маркетинговой политики Казахстан может увеличить объем транзитных перевозок по данному направлению.

Также глава Kazlogistics добавил, что в морском транспорте также в 2016 году наблюдалась тенденция по снижению грузооборота, однако логистические компании активно инвестируют в развитие данного направления.

"В порту Курык в 2016 году были произведены первые перевозки. С февраля его уже запустят в рабочем режиме. Чиновники обещают произвести более 158 судозаходов в этом году. В нем сейчас есть необходимость, потому что если ранее через порт Актау перевозилось в год 200-300 машин, то сейчас их количество выросло до 400 тыс. Это связано с положением на Украине, с введенными Западом и Россией взаимными санкциями. Грузопоток пошел через Каспий, через Черное море, и паромный комплекс Курык поможет значительно увеличить объемы грузоперевозок", - добавил Лавриненко.

Также Лавриненко отметил, что логистические компании нуждаются в господдержке, в особенности в свете разработки проекта создания единого рынка перевозок.

"Около 60% парка автомобильных грузоперевозчиков нуждаются в обновлении. Отрасль нуждается в субсидировании кредитов, чтобы обеспечить обновление транспорта. Сегодня активно обсуждается вопрос создания единого рынка перевозок, разрешения каботажных перевозок. Однако получается, что белорусские и российские перевозчики имеют больше возможностей для роста, и когда будет создан общий рынок – наши перевозчики будут в худших условиях", - заключил он.

За январь-декабрь 2016 года казахстанским транспортом было перевезено 3,7 млрд тонн грузов, что на 0,2% ниже уровня января-декабря 2015 года, грузооборот за данный период составил 514,7 млрд ткм (увеличился в сравнении с январем-декабрем 2015 года на 0,5%).

При этом в общем объеме перевезенных грузов доля автомобильного транспорта составила 85,45%, железнодорожного – 8,92%, трубопроводного – 5,51%, других видов транспорта (воздушного, внутреннего водного, морского) – 0,12%. В грузообороте доля железнодорожного транспорта составила 46,03%, автомобильного – 31,24%, трубопроводного – 22,31%, других видов транспорта (воздушного, внутреннего водного, морского) – 0,42%.

Доходы грузоперевозчиков в 2016 году составили 1,8 трлн тенге. Чуть более 1 трлн тенге пришлось на трубопроводный транспорт, 642, 9 млрд тенге – на железнодорожные перевозки, более 100,5 млрд тенге – на автомобильные, 8,3 млрд тенге – на морские, 5,2 млрд тенге – на воздушные, а 381,7 млн тенге – на внутренний водный транспорт.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.