Большинство казахстанцев считает, что страна находится в экономическом кризисе. И только 12% ожидают улучшения в ближайшем будущем. Такие данные исследования привел специалист компании NielsenIQ по работе с розничными сетями в Казахстане Сергей Буланов, сообщает LS.
По данным исследования компании, 74% опрошенных указали, что Казахстан находится в экономическом кризисе.
"Всего 12% покупателей считают, что в ближайший год улучшится экономическое положение в стране. Что больше всего волнует казахстанцев и, в принципе, волновало всегда – это цены на FCMG-продукты (товары повседневного спроса, – прим. LS). Во-вторых, покупателей интересует здоровье, в-третьих – долги и кредиты", – отметил Буланов.
Несмотря на это, в Казахстан наблюдается оптимистичное потребительское настроение. По индексу NielsenIQ оно достигло 104 пункта. Для сравнения: в России этот показатель составляет 90 пунктов.
Также из данных Буланова следует, что 48% опрошенных отлично или хорошо оценивают перспективы трудоустройства, 46% – не очень хорошо, 6% – плохо.
А личное материальное положение в ближайший год отлично оценивают 16% респондентов, 52% – хорошо, 30% – не очень хорошо, 2% – плохо.
Помимо этого, 40% опрошенных считают, что сейчас отличное или хорошее время для покупки новых вещей, 53% - что оно не очень хорошее.
Буланов также поделился данными о расходах казахстанцев за рамками базовых потребностей.
"В первую очередь это обустройства дома и ремонт (46% опрошенных, – прим. LS). Если мы говорим про отпуска, 32% покупателей продолжают тратить на них, это вторая статья расходов среди трат (за рамками базовых потребностей, – прим. LS). Третье – это выплата займов и кредитов (28%)", – пояснил Буланов.
Эксперт уверяет, что у казахстанцев сохраняется привычка делать большие закупки, однако наблюдается рост спонтанных покупок.
41% опрошенных в Алматы и Нур-Султане в 2021 году посещали торговую точку для больших покупок, против 57% в 2020 году. 20% - для пополнения запасов (против 14% в 2020 году), 12% – для повседневных покупок (против 10% в 2020 году), 8% – за продуктами для приготовления еды (против 6% в 2020 году).
"Несмотря на то, что большие закупки пока что преобладают, в этом году против прошлого растет достаточно сильно объем импульсных и срочных покупок. Мы видим, что очень сильно растут повседневные покупки и закупки на особые случаи", – пояснил Буланов.
В разделе "Читайте также" вы можете ознакомиться с другими результатами исследования NielsenIQ.