Как помочь бизнесу в период кризиса

6 февраля 2015 года
Программа поддержки бизнеса – куда путь держать? Государственная политика в области развития индустриально-инновационного развития страны базируется на программах ФИИР, в которых прописаны основные базовые принципы поддержки отраслей экономики. Я не буду вдаваться в саму программу и заниматься критикой. Я бы хотел остановиться на текущих проблемах бизнеса и помощи предпринимателям в рамках государственной поддержки. Текущие программы в Казахстане носят сумбурный характер, бессистемны и зачастую просто не коррелируются между собой.  Парадокс Казахстанских институтов заключается в том, что сложно понять кто чем занимается и кто за что отвечает. Вот, например, за программу ФИИР ответственность несет министерство по инвестициям и развитию, за реализацию финансовой поддержки отвечает национальный холдинг «Байтерек», за отдельные программы в области финансирования программы "Доступное жилье" – Министерство национальной экономики, за развитие инфраструктур и выделение земельных участков отвечают местные исполнительные органы в виде акиматов, за финансирование сельского хозяйства отвечает министерство сельского хозяйства и холдинг "Казагро", за государственные инвестиционные проекты - госфонд "Самрук-Казына". Еще можно отметить, что есть Национальный банк, который через свои финансовые инструменты фондирует банки второго уровня, министерство энергетики, отвечающее за развитие нефтяного и уранового секторов и так далее. В общем, всю эту структуру различных государственных учреждений и программ просто очень сложно понять, а что делать обычному предпринимателю, куда идти и как пробивать имеющеюся бюрократическую структуру государственной поддержки экономики Казахстана? Пока четко не определят полномочия и задачи каждого подразделения, бизнесмены так и будут путаться и не знать куда обращаться и что делать. Однозначно нужно вводить принцип одного окна, сокращать количество государственных институтов и дублирование функций каждого из них. Может быть это и планировалось сделать, а текущий кризис не позволил завершить организационную реформу. В текущих условиях напрашивается несколько организационных мероприятий: 1. Все государственное финансирование проектов осуществлять через банки второго уровня, тем самым упрощая жизнь обычным заемщикам и перекладывая риски на БВУ. Банки - крупные учреждения, которые имеют хороший штат и могут без проблем преодолевать бюрократическую машину наших государственных органов. За банковский риск им нужно установить маржу на предоставляемое фондирование и забыть про различные квазибанки, типа Банка развития Казахстана, фонда "Даму" и холдинга "Казагро". 2. Критерии финансирования проектов за счет государства. Нужно четко определить те отрасли, которые планируется финансировать и поддерживать, и критерии предприятий, которые подпадают под программу. И чем этих критериев меньше, тем больше будет проектов, из которых легче выбрать достойные. Критерии должны определяться целями и задачами, которые мы преследуем. Если мы планируем расширить несырьевой сектор и сделать эти производства конкурентоспособными, нужно установить минимальные критерии по локализации производства и по доходности и возвратности. Я бы предложил стимулировать по следующим критериям: - локализация производства, когда 50% добавленной стоимости создается в Казахстане; - срок возврата кредита до 10 лет; - финансирование проекта осуществляется в следующих пропорциях: 20 % - собственное участие, 30 % - БВУ и 50 % - государство; - покрытие залогом на усмотрение БВУ по их залоговой политике; - проект, финансируемый государством, проходит ежегодный аудит из списка аккредитованных аудиторских компаний. 3. Специальные экономические зоны (СЭЗ) и индустриальные зоны. СЭЗ и индустриальные зоны сейчас находятся в ведении акиматов и национальных компаний. Основная проблема СЭЗ –  их непрозрачность и сложность захождения в зону. В каждой зоне свои правила игры и все они живут своей жизнью. При этом, финансирование таких зон осуществляется большей частью за счет республиканского бюджета, где исполнителем выступает акимат или национальная компания. Логичнее было бы все индустриальные и экономические зоны объединить в одной компании и управлять через институты развития, такие как холдинг "Байтерек", например. В этом смысле одним холдингом будет  курироваться вся поддержка отечественных производителей и они смогут грамотно выстроить критерии отбора в такие зоны, а также поработать по привлечению иностранных инвесторов. Это также позволит устранить структурные несогласования, особенно в части залогов земельных участков и сроков сдачи инфраструктур. 4. Совершенно никто не говорит о тех льготах для иностранных инвесторов, которые были озвучены президентом летом 2014 года. Таких как освобождение от КПН, таможенных пошлин и субсидировании инвестиций. Не говорят, наверное, потому что никого не смогли привлечь, по крайней мере, я ничего не слышал про хоть один проект. Занимается такими вопросами министерство по инвестициям и развитию. Думаю, связано это как с общими рисками на страну, так и с политикой, в которой определили только те отрасли, которые государство готово поддерживать. То есть, инвесторов загоняют в рамки, установленные государством. К тому же, для получения таких преференций, нужно заключить инвестиционный договор с министерством по инвестициям и развитию, где также достаточно большие требования. Например, нельзя заключить инвестиционное соглашение без проектно-сметной документации. А вопрос, пойдет ли инвестор в отрасль без преференций? Он просто не будет даже делать эти документы, потому что у него нет гарантий. В этом аспекте вопрос получения преференций нужно зацикливать не на формальных документах, без которых не будет даже рассматриваться ваш проект в ведомстве, а описать критерии, при которых точно будет предоставлены преференции. Например, собственное участие – 30%, не используются государственные льготные кредиты, объем инвестиций $20 млн и локализация производства – 40%. Инвестору достаточно показать собственные деньги, кредитные ресурсы и бизнес-план, где можно увидеть суть проекта. На основании этих документов заключается инвестиционный договор, где уже прописываются условия предоставления субсидий и так далее. С точки зрения рисков, для государства ничего не теряется, а для инвестора появляется гарантия и стимулы быстрого завершения проекта. Пока этого не будет сделано, мало кто согласится проходить наши бюрократические процедуры. Проще нужно относиться, а риски закрывать уже на основе подписанного договора. 5. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и различные инвестиционные фонды. В Казахстане есть целый закон о ГЧП, правда, по нему только детсады строят. Совершенно непроработанный закон, требующий более детального изучения. ГЧП, в первую очередь, нужен для привлечения финансирования, а не для зарабатывания денег. Например, есть платная дорога, которая генерирует денежный поток. В долгосрочном плане этот денежный поток постоянный, потому что машины по ней будут передвигаться всегда. Но этот машинопоток не отобьет стоимость всего проекта. Тогда государство на сумму, которая покрывает постоянный денежный поток, может привлечь инвестора и еще дать ему возможность заработать на строительстве и предоставлении аренды земли вдоль трассы, а непокрытую часть закрыть за счет государства гарантиями или денежными средствами. Здесь вопрос правильных расчетов и переговоров, в хорошие проекты с гарантированным доходом много кто пойдет. Инвестиционные фонды, которые регулируются законом, также носят совсем уж зарегулированный характер. Многие перестали ими  пользоваться в силу большой зарегулированности и неочевидных выгод. В первую очередь, такие фонды должны быть венчурными. Поэтому, нужно пересмотреть этот закон в таком ключе, чтобы инвестфонды могли легко вкладывать в стартапы, а самое главное, списывать проекты, которые оказались неудачными. 6. Поддержка бизнеса заключается не только в предоставлении льготного кредитования и субсидирования, но и в стимулировании спроса. Например, сейчас было бы хорошо помочь нашим автопроизводителям. Для этого имеется очень простая мера – льготное кредитование автомобилей, произведенных в Казахстане. Разработайте программу под 5%-6% годовых в тенге на 5 лет под залог авто с первоначальным взносом 30% . За счет разницы в ставках, народ посчитает и поймет, что это выгоднее, чем покупать в кредит автомобили, даже с дисконтом в 30%. Тем самым поддержим отечественного производителя. Нужна такая же программа по ипотеке на покупку жилья, например, стоимостью до $200 тыс. Таких очевидных и очень простых мер можно много написать, но у нас так все устроено, что хорошая инициатива всегда портится каким-нибудь пунктиком, который добавили в период прохождения согласований через недра законотворчества под эгидой защиты интересов государства. Только вот получается что закрывая риски, мы упускаем возможности, но никто не задумывается, что выгоднее государству: развиваться, или топтаться в болоте, где тепло и уютно. Галим Хусаинов, председатель правления BRB Invest/
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.