Хотелось бы по пунктам разъяснить, что же происходит после девальвации с ресторанной компанией в наших реалиях.
1. Стоимость аренды.
По всей стране недвижимость очень сильно привязана к доллару, так уж сложилось исторически. Какой бы объект вы ни рассматривали в качестве аренды, вам всегда выставят цену в доллароваом эквиваленте. В нашем случае это означает, что общая стоимость аренды по всей компании со дня девальвации выросла на 35%, что в абсолютном показателе равно более 10 млн тенге в месяц. Этот вопрос актуален по всему МСБ в стране – ретейл, рестораны и даже логистика сильно привязаны к аренде помещений, все пострадали в данном контексте.
2. Себестоимость продукции.
То, что мы продаем в наших ресторанах, также подвержено девальвации. Даже локальные продукты частично имеют валютную зависимость, соответственно, наши поставщики будут поднимать цены. Средняя себестоимость по нашей компании составляет 30% от оборота, с увеличением в размере 35% девальвации приведет к себестоимости в 40%. В абсолютном показателе мы можем ежемесячно терять около 50 млн тенге в месяц только из-за повышения цен на закупаемую продукцию.
3. Покупательская способность.
Весь рынок потеряет в деньгах, наши гости начнут экономить. Мы, конечно, надеемся на то, что поток сохранится, но есть большая вероятность его снижения, а значит и уменьшение самого товарооборота компании.
4. Цены.
Мы в компании понимаем, что повышать цены мы не можем, это будет нелояльно как по отношению к нашим гостям, так и с точки зрения стимулирования спада покупательской способности. Основная цель сегодня – это сохранить гостевой поток.
В данной теории прямые потери составляют около 15% рентабельности по всей компании. Исходя из этого, конечно, мы не в положении говорить “спасибо за помощь бизнесу”. Видимо, только более масштабные предприятия выиграли от девальвации. Но, с другой стороны, понимаем, что предыдущий курс был нереалистичным, и что рано или поздно это должно было произойти.
Что же делать? Остается идти и работать дальше над эффективностью. Я иногда даже задумываюсь о том, что это сложное время нам дано для того, чтобы в дальнейшем в любой конъюнктуре любого рынка добиваться выдающихся результатов, имея опыт такого сложного времени. Будем надеяться на лучшее, прорвемся, как всегда.
Аскар Байтасов,
управляющий директор AB Restaurants.