Как дешевая нефть скажется на цене бензина в Казахстане

19 января 2015 года

Почему цена на нефть упала более чем в два раза, а цена на бензин упала нерелевантно падению цены на нефть. Для этого имеется ряд причин, которые нужно понимать:

1. Себестоимость бензина складывается из стоимости нефти на внутреннем рынке и расходов на переработку и доставку. Поэтому при снижении цен на нефть, бензин не может падать пропорционально.

2. Государство устанавливает предельные цены на нефть, и когда нефть стоила дороже $100 за баррель, у нас нефть на внутреннем рынке продавалась не по рыночной цене, а гораздо ниже, так как у нас по закону, недропользователь должны 30% продавать на внутреннем рынке, и, если цена не бензин имеет предельную цену, то и цена на нефть на внутреннем рынке имеет предельную цену, выше которой ее никто не купит. Соответственно, при 128 тенге, эта цена примерно равнялась $80 за баррель, то, есть только когда Брент упал ниже $80, внутренние цены сравнялись с рыночными. Соответственно, мы должны смотреть на то, какая была внутренняя цена на нефть в тот период, чтобы высчитать пропорцию.

3. Прогрессивная шкала налогообложения недропользователей по рентному налогу. У нас экспортеры платят по прогрессивной шкале, чем выше цена, тем выше ставка. Если при цене в 100 долларов за баррель ставка равна 19%, то при 50 долларах - 7%, соответственно, внутренняя цена из-за налогов также сокращается не пропорционально, при снижении цены на нефть.

4. Сейчас установлена предельная цена на бензин в размере 109 тенге за литр АИ 92. Это предельная цена, и, соответственно, нефтетрейдеры могут и ниже установить, этого никто не запрещает, но здесь уже нужно смотреть на бензин как на товар, который регулируется спросом и предложением. Бензин относится к товарам неэластичным, то есть, спрос на товар практически не зависит от цены. Соответственно, если нефтетрейдеры снизят цены, объем продаж у них от этого вырастет не пропорционально, поэтому им выгодно продавать по ценам предельным. К тому же, в Казахстане, большую роль играет качество бензина и многие из нас доверяют только крупным сетям, тогда как мелкие сети не конкуренты, даже если они снизят цены. У нас сейчас есть крупные республиканские сети, которых не так много: КМГ, Синоойл, Гелиос, РП и Газпромнефть и есть региональные крупные сети, типа Номада, Бахыт и т п. То есть, конкуренция не такая большая, соответственно, такой рынок олигополен, потому как стоит трем сетям договориться о ценах и все будут такие цены держать.

5. Недропользователь - наши недропользователь имеют большие потери, так как экспортные цены на нефть значительно упали, соответственно, они пытаются часть прибыли компенсировать на внутреннем рынке, и, сейчас такая ситуация, что внутренние цены на нефть выше чем мировые. Дело в том, что многие крупные недропользователи имеют долгосрочные контракты и они поставляют эту нефть на экспорт, а внутренний рынок так и остается под влиянием тех 30%, соответственно, спрос на нефть осталась, и это позволяет недропользователям держать цены.

6. Оптовые нефтетрейдеры, это также прослойка между недропользователями и розничными сетями. Оптовый рынок у нас также олигополен. Оптовики отличаются от недропользователей и розничных сетей тем, что они имеют контракты на переработку на заводах, соответственно, только они могут заходить на переработку. У нас регулируется законодательно только розничная цена на нефть, таким образом, оптовики, при хороший ценовой конъюнктуре могут диктовать цены как недропользователям, так и розничным сетям, и им совершенно не выгодно понижать цены. Олигополизация оптовиков вызвана тем, что закон о регулировании оборота нефтепродуктов имеет ряд недостатков, а также в Казахстане ограничены перерабатывающие ресурсы (мощности НПЗ). Соответственно, воздействовать на оптовиков возможно только путем снижения предельных цен на бензин.

7. Внутренняя цена на нефть также изменяется не пропорционально изменению рыночной цены на мировых рынках, так как она складывается как мировая цена минус налоги и затраты на транспортировку. Налоги, кроме рентного налога - это ЭТП, которая не зависит от цены на нефть. Транспортные расходы также не зависят от цен на нефть. Сейчас баррель торгуется ниже $50, соответственно, можно посчитать какая цена на бензин могла бы быть при такой цене:

Для начала рассчитаем внутреннюю цену на нефть, которая бы была при вычете всех расходов с налогами: Постоянные расходы на 1 тонну нефть, не зависящие от цены на нефть - ЭТП, транспортировка и скидка трейлера - 80+43+29 = 152 доллара за тонну. Сокращение НДПИ на 4,5% от цены - $49 за баррель х 4,5% х 7,2 = $16 за тонну. Минус рентный налог на экспорт - 49 х 7% х 7,2 = $25 за тонну.

Итого внутренняя цена будет равна = 49 х 7,2 - 152 - 16 - 25 = $160 за тонну.

Расходы на переработку, скидка трейдера оптовика и розничных сетей плюс потери и доставку составляют. Переработка стоит $80 за баррель, потери - 5% или $8 на тонну. и доставку $100 за тонну. Предположим, что мазут продадим по $100 за тонну, тогда $60 переложим на себестоимость бензина - 60 Х 0,4 (выход мазута) = $24 на тонну.

Итого получим 160+80+100+ 24 = $364 за тонну.

Добавляем сюда акциз в размере $30 за тонну и присадки для 80-го бензина в размере $100 Х 0,7 (выход АИ 80) = $70. Итого получаем $440 за тонну. Трейдеры заработают допустим $100 (оптовик плюс розничная сеть) за тонну, тогда получим $564 за тонну. Добавляем сюда 12% НДС = $632.

Значит литр бензина справедливо должен стоить - 632 х 0,73 х 185 /1000 = 85 тенге за литр.

Другое дело, чтобы поддержать наших недропользователей, логично, чтобы Минэнерго не понижало предельные цены на ГСМ, так как сейчас это единственный источник покрытия потерь, и Минэнерго таким способом может им помочь.  Также нужно учитывать временной лаг, примерно месяц, так как нефть автоматически не превращается в ГСМ, ее нужно доставить, переработать и довести до потребителей. Примерное месяц это занимает.

Сейчас, кстати, очень хорошее время для установления формулы предельной цены на ГСМ в зависимости от цен на нефть. Можно четко прописать формулы по уравнениям регрессии и таким образом, в будущем уже не попадать в неудобные ситуации, когда цена на нефть вырастить, а поднять цены на ГСМ внутри страны будет сложно. Например, в Европе четкая корреляция цены на нефть и стоимости бензина. Построить такие уравнение вообще не сложно, так как все параметры известны, кроме цены на нефть. Будет уравнение с одним неизвестным. Так как на текущий месяц стоимости бензина влияют котировки прошлого месяца, то такие цены можно пересматривать раз в месяц первого числа в зависимости от средней цены за прошлый месяц.

Галим Хусаинов,

председатель правления BRB Invest.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.