Крупнейшим российским компаниям сейчас очень интересен казахстанский интернет-рынок из-за его размеров и финансовых возможностей. Такое мнение в беседе с LS высказал куратор курса fashion-ecommerce в Высшей школе экономики России Алексей Салычев.
Он уточнил, что в республике больше средств, чем в других странах Центральной Азии, например, в Узбекистане. Поэтому зарубежные предприниматели в сфере e-commerce больше заинтересованы попасть на казахстанскую площадку.
"Ключевые игроки идут в Казахстан, потому что это перспективный рынок, который будет расти в ближайшие пять-десять лет примерно на 20-30% в год. В России рост составляет 25-35%", - объяснил Салычев на международном конвенте World of trade.
Собеседник LS также высказал свое мнение по поводу недовольства казахстанского e-commerce существующими льготами. Он пояснил, что с его точки зрения льготы не нужны интернет-бизнесу в целом, но помогают малым предпринимателям развиваться, так как на старте им иногда приходится нелегко. Поэтому для развития сферы нужно обратить внимание на другие барьеры.
"Электронной коммерции нужна логистическая инфраструктура и хорошие дороги. Если сделать упор на эти два фактора, то интернет-бизнес будет развиваться галопирующими темпами. Если же сервис доставляет посылку медленно, еще и теряет ее – то это большая проблема", - заявил эксперт.
Что касается выхода казахстанских предпринимателей на рынок Центральной Азии, то Салычев посоветовал для начала подготовить беспошлинные условия торговли с тем же Узбекистаном, куда наметились отечественные интернет-предприниматели. С пошлинами, по мнению Салычева, осуществить "захват рынка" будет очень сложно.
"Вместе с тем казахстанским бизнесменам, уже поднявшимся на ноги в мегаполисах, стоит обратить внимание на регионы. Выходить в города, села и деревни, где есть интернет и куда удобно доставлять посылки. Сейчас люди все больше интересуются онлайн-покупками, а если сервисы доставки становятся возможными в их регионе, то начинают привыкать и понимать их удобство", - заключил он.
Напомним, ранее казахстанские эксперты e-commerce советовали предпринимателям работать в городах-миллионниках и думать не только о внутреннем рынке, но и выходить за рубеж.
Справка
Международный конвент World of trade 2018 прошел 28-29 июня в Астане.
Мероприятие собрало более тысячи топ-менеджеров, компаний, производителей и более 100 ретейлеров из Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Украины и Армении.
Деловая повестка включала десятки дискуссий по трансформации ретейла, текущим трендам и новым вызовам.