Казахстанские интернет-предприниматели не могут воспользоваться теми льготами, которое предоставляет государство. Такую проблему озвучил глава Ассоциации интернет-бизнеса Константин Горожанкин, передает LS.
В ходе форума по электронной коммерции эксперт напомнил, что в Казахстане участников электронной торговли освободили от уплаты КПН, и назвал проблемы, которые мешают бизнесу воспользоваться ими.
"Получению льгот мешает пункт, где для освобождения интернет-магазинов от налогов 90% транзакций должны идти через интернет. Нет таких показателей ни у кого. В лучшем случае у крупных представителей e-commerce это 10-15%, все остальное – наличка и оплата с банковской карты. Поэтому ни один интернет-магазин не воспользовался такой возможностью", - объяснил Горожанкин.
Его поддержала исполняющая обязанности гендиректора Lamoda Мольдер Рысалиева, которая сообщила, что по их внутренней статистике только 2% приходятся на онлайн-платежи.
Говоря об этом, Горожанкин посетовал на то, что их ассоциация ставила вопрос перед премьер-министром о том, чтобы реализация Digital Kazakhstan обсуждалась с ними ежемесячно, но в лучшем случае это делается раз в полгода. Поэтому, по мнению главы АКИБ, происходят такие конфузы с льготами.
"Другой пример – льготные преференции в Парке инновационных технологий "Алатау". Там 120 компаний, и только две из них – интернет-магазины. Причем они также не пользуются преимуществами, потому что в любой момент может прийти налоговый инспектор и обвинить их в неправильном использовании льгот. В этом плане нужно открыть доступ для e-commerce и упростить правила", - посоветовал спикер.
На эту претензию ответил замакима Алматы Алмас Мадиев, который уточнил, что ПИТ переходит под управление акимата, и предложил Горожанкину обсудить вопрос участия e-commerce более подробно.
"Возможно, с учетом того, что 80% интернет-магазинов находятся в Алматы, мы подумаем о локализации компаний. Также обязательно нужно рассмотреть упрощение процедур, чтобы не возникало никаких претензий", - предположил Мадиев.
Горожанкин принял предложение и перешел к низким планкам, которое ставит правительство перед электронной коммерцией.
"Согласно планам правительства, на e-commerce придется 2-3% доли от всего рынка торговли к 2021 году. Мы уже сейчас имеем 1,9%, в то время как в Великобритании этот показатель равен 17%. Они заранее готовы повесить медаль, что программа выполнена, но нужно работать над улучшением параметров", - высказал мнение спикер.
Он добавил, что государство должно заняться пиаром электронной коммерции и работать над созданием кадров через школу и вузы. Также по мнению Горожанкина, стартап-движение должно распространиться не только по Алматы, но и по всей стране.
Вместе с тем Горожанкин считает, что начинающим интернет-торговцам нужно начинать свой бизнес с городов-миллионников. Причем бизнесмену нужно думать не только о казахстанском рынке.
"Сейчас свыше 1 млн человек проживают в Ташкенте, Алматы и Астане. Это 26% рынка e-commerce. Еще 27% в городах с населением свыше 500 тыс. человек. Если вы будете работать в этих городах, то охватите более половины рынка Центральной Азии", - заметил Горожанкин.
Затронув Узбекистан, эксперт отметил, что сейчас e-commerce в этой стране на таком же уровне, что был в Казахстане в 2011 году, и посоветовал местным бизнесменам воспользоваться этим.
"Через два-три месяца в Узбекистане появятся карты с международной транзакцией, что даст возможность получать зарубежные услуги. Вам нужно успеть зайти на рынок", - посоветовал Горожанкин.
Он добавил, что при этом начинающим предпринимателям нужно занять ниши, которые не ассоциируются с каким-нибудь брендом.
"Вы хотите купить автозапчасти и думаете сразу о "Колесах", хотите купить зоотовары и ничего не приходит на ум. Через некоторое время вы можете стать тем брендом, который будет ассоциироваться с этой нишей", - привел в пример Горожанкин.
В свою очередь глава группы компаний Chocolife Рамиль Мухоряпов посоветовал начинающим предпринимателям заняться чем угодно, только не интернет-торговлей.
"Это очень затратный бизнес. Если посмотреть, даже многие крупные зарубежные маркетплейсы до сих пор не вышли на прибыльность, так как постоянно вливают деньги в бизнес-процессы. Если у вас нет средств, то лучше сконцентрироваться на услугах или сервисах или других свободных нишах", - предположил бизнесмен.
Тем временем председатель Национальной лиги потребителей Светлана Романовская акцентировала внимание на том, что казахстанской электронной коммерции необходимо создать своего рода кодекс чести, которого должны придерживаться компании.
"Потребителю сложно ориентироваться, когда нет прозрачности рынка. И когда один интернет-торговец обманывает клиента, это сказывается на всей отрасли. Поэтому нужно уважение, а для этого необходимо создать этический кодекс, которого должны придерживаться все. Кроме того должен быть создан реестр добросовестных компаний, работающих на рынке Казахстана, чтобы потребитель мог знать кто, где и как продает", - заметила Романовская.
Горожанкин поддержал ее инициативу и высказал готовность оказать поддержку, если лига потребителей займется созданием реестра.
"Уже несколько раз поднимался подобный вопрос, но когда дело доходило до практики, не хватало людей и времени. Если вы создадите реестр, мы вам поможем", - заверил он.