Какие казахстанские компании зарабатывают в кризис

E-commerce является наглядным примером, когда частный бизнес более успешен, чем государственный

8 сентября 2016 года

Электронная коммерция Казахстана – одна из немногих отраслей, где обороты компаний растут, несмотря, на кризисы и девальвации. Об этом LS сообщил президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Константин Горожанкин.

"Мы ежегодно проводим анализ крупнейших компаний, осуществляющих продажу услуг и товаров в интернете. Оборот топ-50 крупнейших казахстанских интернет-компаний вырос за 2015 год до 112 млрд тенге, что на 41% больше в тенге и на 13% - в долларах чем годом ранее. Это говорит о том, что несмотря на общее снижение покупательской способности казахстанцев рынок электронной коммерции продолжает серьезно расти", - сказал он.

Глава ассоциации пояснил, что из-за экономического кризиса рост интернет-бизнеса несколько замедлился. Если в начале 2015 года прогнозировалось, что в 2016 году e-commerce займет 4% от всего рынка, то сейчас предполагается, что электронная коммерция к концу года составит 3% оборота. Если не будет новых потрясений рост этого показателя до 4% ожидается к 2017 году. Также из-за перехода на плавающий курс тенге общий уровень покупательской способности снизился.  

"Люди со средней и низкой зарплатами не рискуют покупать в интернете. По той простой причине, что денег у них хватает только на самое необходимое. А доставка продуктов питания пока не самый раскаченный сегмент в электронной коммерции Казахстана. Сегодня среди клиентов интернет-магазинов и сервисов самые популярные приобретения – одежда, покупка авиа, ж/д билетов, бытовая техника, канцелярия, билеты в кино и на концерты. Из новых сегментов для e-commerce можно ответить автомобильные шины и диски. Видимо это удобно - водители не хотят тратить свое личное время на объезд магазинов и рынков города в поиске оптимальной цены", - прокомментировал президент АКИБ.

По словам Горожанкина, e-commerce является наглядным примером, когда частный бизнес более успешен, чем государственный. Например, Aviata.kz за год увеличила свою прибыль на 349%. Много ли компаний с национальным участием имеют такой показатель?

"Государственные мастодонты всегда будут проигрывать частному бизнесу. Это только вопрос времени", - заметил руководитель ассоциации.

Горожанкин добавил, что отечественный бизнес растет и не собирается уступать иностранным компаниям, потому что казахстанцы больше доверяют своим поставщикам товаров и услуг. Хотя есть и исключения.

"Если сравнивать такие крупные компании, как Ebay, Amazon, Aliexpress, то казахстанские компании пока несколько уступают им. Потому что Aliexpress в месяц зарабатывает по $8-10 млн, а та же Lamoda, которая открыла представительство в стране и считается нашей, только за год зарабатывает $60 млн. Тем не менее если казахстанцы и покупают из зарубежных источников, то только в крупных и проверенных магазинах.  Чаще они предпочитают брать именно у отечественных представительств - выигрывает скорость доставки, общий язык и менталитет. Здесь лучше работает закон о защите прав потребителей. С иностранцами рисков больше", - объяснил президент АКИБ. 

Между тем представители компании по доставке офисных товаров онлайн рассказали LS, что самым популярным продуктом в их среде является бумажная продукция.

На втором месте по спросу находятся канцелярские товары, а на третьем - хозяйственные товары и офисная бакалея.

"Если смотреть по конкретным продуктам, то у нас чаще всего берут файл-вкладыши, бумагу SvetoCopy, конверты различного размера. В целом бумажная продукция всегда пользуется большим спросом, потому что это расходный материал", - объяснил гендиректор Office-Expert.kz Кайрат Десупов.

Компания занимает 50-55% онлайн-продаж товаров для офиса среди всех компаний Алматы, представленных на рынке офисного обеспечения, которые также продают в интернете.

Основными клиентами интернет-магазина являются компании из малого и среднего бизнеса. Средний чек составляет 23,5 тыс. тенге без НДС. Минимальный чек, оформленный онлайн, был на сумму два тенге. Заказали 20 шариковых ручек синего цвета, которые продавались по акции 0,1 тенге за штуку.  Максимальный чек, оформленный онлайн, составил 842 720 тенге.  В заказе было 27 позиций из номенклатур "хозяйственные товары" и "бумага, бумажные изделия". 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.