В цепочке продаж угля задействованы 10 звеньев, которые приводят к росту цен на него в три-четыре раза. Об этом заявил депутат мажилиса Ерлан Саиров, сообщает LS.
Мажилисмен перечислил данные звенья: это добычной разрез, отгрузочные пункты и перевозка по железной дороге, приемные терминалы на ж/д тупиках, распределительные пункты, откуда уголь доставляют до потребителей.
"На каждом из этих этапов стараются получить свою маржу и добавляют к цене. Есть основания полагать, что действующие правила биржевой торговли позволяют предприятиям – посредникам скупать крупные объемы угля и тут же на самом разрезе продавать его по цене в два раза дороже", – отметил Сариев.
По его словам, ажиотажный спрос связан также с отсутствием достаточного объема угля в точках его реализации. Такая ситуация в свою очередь сложилась из-за острой нехватки железнодорожных вагонов для его доставки. По данным Сариева, уголь от разреза до районов доставляется не за шесть, а за 16 дней.
"Сегодня уголь, который с разреза отпускается по цене около 7800 тенге за тонну, в пунктах реализации в Алматинской, Акмолинской, Кызылординской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Северо -Казахстанской областях продается за 25-30 тыс. тенге за тонну. Таким образом, для конечного потребителя цена от первоначальной увеличивается в три-четыре раза", – посетовал депутат.
Сариев посчитал необходимым срочно обеспечить формирование запасов угля, выделить необходимое количество вагонов для его перевозки и обеспечить прозрачное ценообразование и конкуренцию среди оптовых покупателей.
В свою очередь в министерстве индустрии и инфраструктурного развития рассказали, что розничная стоимость угля формируется из отпускной цены, стоимости доставки в регион, аренды или содержания ж/д тупиков, работы персонала, содержания техники для разгрузки/погрузки угля, а также торговой наценки региональных компаний-реализаторов.
"Рост цен происходит именно за счет перекупщиков на местах, которые завышают цену до 25 тыс. тенге за тонну. При этом средняя цена угля на ж/д тупиках составляет 13 тыс. тенге за тонну (данные по Нур-Султану)", – привели данные в МИИР.
При этом в ведомстве утверждают, что дефицита угля в стране нет и не ожидается.
В МИИР привели данные бюро национальной статистики, согласно которым средняя цена угледобывающих предприятий, в том числе "Шубарколь Комир", "Каражыра", "Майкубен-Вест" и "Богатырь Комир" и других, составляет 5600 тенге за тонну.
"Кроме того, при реализации угля на товарной бирже устанавливается ценовой коридор, в котором цена заявки на продажу угля не может быть ниже 98% и выше 102% от базовой. Таким образом, предусматривается механизм рыночного колебания цены и учитывается спрос со стороны покупателей. К примеру, из-за отсутствия спроса на уголь компаний "Сат-Комир" и "Разрез Кузнецкий" торги не осуществлены", – добавили в МИИР.
В ведомстве пояснили, что угольные компании имеют разную себестоимость добычи. На ее влияют горно-геологические условия месторождения, технология добычи, комплекс механизации, система разработки и другие факторы. Также включаются расходы на оборудование, электроэнергию, топливо, социальные обязательства и прочие статьи.
Помимо этого, в МИИР сообщили, что в стране за 10 месяцев 2021 года добыто 89,3 млн тонн угля, что на 1,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"Задержек по исполнению заявок энергопроизводящих и промышленных предприятий, а также заявок на поставки угля для коммунально-бытовых нужд и населения нет", – заверили в ведомстве.
В МИИР также уверяют, что "Қазақстан темір жолы" в осенне-зимний период в связи с увеличением роста заявок на отгрузку угля обеспечивало более 16 тыс. вагонов "КазТемирТранс" в своевременном обеспечении грузоотправителей подвижным составом.