Больше 40% парка легковых машин страны приходится на технику старше 20 лет. LS узнал у Қазақстанның автокөлік одағы (ҚАО), насколько популярны у населения подержанные транспортные средства (ТС) и какие проблемы в данной сфере существуют.
По информации организации, на 1 июля в республике насчитывалось 5,6 млн авто. Из них 42% – это машины от 20 лет. В ҚАО добавили, что, как правило, старые ТС сильно теряют в стоимости и реже находят своего покупателя.
Между тем, согласно официальной статистике, на авто старше 20 лет приходится 39,8% всех регистраций. На втором месте находятся ТС возрастом от 10 до 20 лет – 33,6%. Машины до трех лет составляют 11,3%, от трех до семи лет – 10%, а от семи до 10 лет – всего 5,4%.
В ҚАО отметили, что чем старше техника, тем реже она находит покупателя. Чаще всего повторная регистрация приходилась на такие модели, как Toyota Camry, Daewoo Nexia, Volkswagen Passat, Audi 100, Hyundai Accent, Volkswagen Golf, Chevrolet Cobalt, Audi 80, Hyundai Elantra, Hyundai Sonata.
Это связано с тем, что на данные авто были более выгодные предложения в этот период.
В союзе отметили, что в целом казахстанцы предпочитают покупать новые авто. В I половине текущего года было продано 104,9 тыс. таких легковых машин и коммерческий техники, что больше на 26,2%, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам всего года прогнозируется рост продаж примерно на 10%.
В ҚАО связывают рост продаж тем, что новые продукты технологичнее и требуют меньше денег на обслуживание. Также по ним предоставляются различные акции, фининструменты и возможности Trade-In.
В то же время, по данным МВД, в январе-июне 2025 года было перерегистрировано 745 тыс. легковых авто, это на 3,6% больше, чем годом ранее.
При этом в ҚАО обратили внимание на замедление темпов реализации на вторичном рынке. Это также связано с предложениями по новой технике. Тренд, по прогнозам организации, продолжится.
В союзе отметили, что за последние два года продажи подержанных автомобилей заметно сократились, а рынок новых машин активно развивается: их стало больше, цены – доступнее. Выбор расширился во всех категориях, от седанов до внедорожников.
"К сожалению, в сфере подержанных машин растет количество фиктивных сделок или с нарушением законодательства. Это делает покупателей уязвимыми. Для их защиты были внедрены инструменты сверки автомобиля перед первичной регистрацией при импорте. Однако, по данным МВД, растет число обнаруженных ТС с перебитыми VIN-кодами. Это означает, что в парк поступают авто с нарушением законодательства. Также зафиксированы случаи, когда подержанные машины импортируются в Казахстан из других стран и выясняется, что на них стоит обременение по перепродаже: куплены в кредит или лизинг в другой стране либо числятся в угоне", – озвучили проблему в ҚАО.
В организации отметили, что официальными дилерами за полгода было реализовано 104,9 тыс. новых машин и коммерческий техники. Первичная регистрация, по данным МВД, составила 125,5 тыс. единиц всех категорий. Разница – около 20,6 тыс. единиц, или порядка 16-20%.
В ҚАО отметили, что, как правило, это авто, ввезенные физлицами. При этом был зафиксирован ввоз грузовиков с нарушением законодательства, когда граждане декларировали технику для личного пользования, но они были для предпринимательской деятельности. Из-за этого бюджет несет потери. Однако основной проблемой является то, что граждане рискуют остаться без машины и денег.
В организации уточнили, что у официальных автосалонов есть инструменты по проверке подержанных машин на юридическую чистоту. Также есть различные интернет-ресурсы, на которых можно узнать про покупку.
Между тем глава Агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР) Артур Мискарян рассказал подробнее о сером рынке авто и предложил запретить ввоз машин старше семи лет.